Поставила на себе такой вот эксперимент, записала результат =) Ощущения с тех пор пропали (не все), но экспа осталась. Записывала "пост фактум", хоть и по совсем свежим следам.
Игры разума.
Игра в тишину.
(отчет о летней практике в произвольно-бредовой форме)
Задача:
Молчать неделю.
Уточнение задачи:
Молчать совсем. То есть с самим собой не говорить, даже не вслух. Тем паче – не говорить со всеми окружающими, включая деревья, животных и прочие природно-погодные условия. В идеале – даже не думать громко. Не в смысле – вслух, а в смысле – четко словами мысли не проговаривать.
Примечание – в интернет тоже не вылезать, ибо это тоже разговор. (Как он вовремя вырубился, интернет этот! =) )
Условия эксперимента:
Отпуск, одиночество, наличие «спортивного интереса» или «любви к искусству» на выбор. (У меня с отпуском не совпало) Силы воли практически не требует. Вообще ничего не требует.
Технические проблемы:
Отсутствие еды в доме. Полное. Чуть не собралась питаться водой, но решила не издеваться над родным-любимым организмом. Решение проблемы – супермаркет в паре километров от дома. Говорить не надо, мороженое есть – что еще надо для счастья?
Ход исследования:
Первый день . Я говорящий ничем не отличаюсь от меня молчащего, кроме собственно молчания. Хотя субъективно какая-то разница ощущается. Тише стало. В голове и вокруг. Что странно – все получается, как надо, без всяких разговоров. Начиная от работы и до того, что я ухитрился бутерброд в ларьке купить без единого слова и даже жеста.
День второй. Спросонок сказал вороне «Пшло отсюда». Оно пшло. Слова воспринимаются, как нечто неуместное. Вечером нечаянно приперся на заведомо отмененное занятие – специально, чтобы нечаянно встретить знакомого, которого не видел года три. Великая вещь – совпадения! Мило побеседовали. Я молчал, но никто не ушел обделенным информацией. Бывает же.
День третий (дальше дни не помню). Если провоцируют на разговор – молчать даже проще. Тишина расползается по всему восприятию. Работаю, сижу на солнце, шатаюсь за мороженым через день. Веду растительный образ жизни. Восприятие меняется. Куда-то провалилась привычная граница меня-любимого. Не могу отличить себя от окружающего пейзажа. Со временем то же самое. Одиночество и так вечный отдых, даже кратковременное, а тут время вообще стало целое. В смысле, совсем. Даже больше, чем удав. Потому что удав имеет протяженность, а время нет.
Получилось забыть русский язык. Один раз уже было так – очень прикольно послушать родной язык со стороны, без понимания и даже без разбивки на слова. Красивый. Переливчатый такой.
Хожу в состоянии «рассеянного по пейзажу» сознания. Интересное состояние. Могу воспринимать как обычно, «изнутри головы», если надо – а могу «в объеме». Сзади-сверху, что ли. Хотя затылок свой не вижу =)
Слова по прежнему легко перестают нести смысл, если надо, зато обретают… звуковую окраску, что ли. Или настроение. Например, слово «смерть» звучит отвратительно. Именно как сочетание звуков, независимо от смысла.
Сообразил, на что я похож. На планктон. Не в смысле, на одного отдельного рачка или водоросль, а на планктон вообще, чуть не вместе с океаном. Сколько не откусывай – не убудет, сколько не прибавляй – не изменится. Поразительное состояние равновесия. Это даже не пофигизм уже – а именно равновесие. С одним рачком может происходить что угодно – на «планктоне вообще» это никак не отражается. Если ткнуть в меня пальцем и спросить «это ты?» - ответ будет «это часть». Один рачок, ага.
Ради эксперимента пытался думать про «жизнь» - а планктон не знает такого понятия. Вообще не знает. Даже не представляет, к чему это. Откуда-то попытался вылезти один рачок с объяснениями, но услышал от планктона, что его не спрашивали.
Понятия «смерть» планктон тоже не знает. Конкретный рачок вместе с объяснениями заткнут в дальний угол, хотя продолжает ходить на работу и за мороженым.
Однажды (давно) рачок узнал, что смерти нет. В смысле, совсем нет. Просто так узнал, как мешком по голове. Не на практике, гораздо раньше. И еще примерно неделю Знал. Потом усомнился, теперь просто помню. Но это совсем не то. И с двумя другими мешками та же фишка – теперь просто помню. А планктону все равно. Абсолютно. Потому что его много. Точнее, МНОГО. И у планктона нет недостатка в одиночестве, потому что он всего один. Целый. «Планктон вообще».
Прошла неделя, начал говорить. Не больше и не меньше, чем того до. А планктон никуда не делся. И тишина никуда не делась. Постепенно тоже стану «просто помнить» - но все равно экспа. =) В смысле, опыт.
Что-то делаю, а на самом деле не делаю ничего. Ничего не делаю в вечном времени. Вот жесть. Рачок отшучивается склерозом. Вижу, воспринимаю – и одновременно не вижу. Но не так, как «смотрю в книгу, вижу фигу» - скорее наоборот. Иногда аж по три картинки за раз видно. Хуже, чем в театре. Там две обычно – что должно быть и что есть. То бишь, одновременно видно сильнейший снежный буран и толпу первоклашек, одетых снежинками. И ведь обе картинки одинаково реальны, что неудобно.
А здесь аж три: обычная, «присутствующая» (не «я вижу», а «я делаю»), плюс откуда-то вылезает… как бы обозвать… «художественная раскадровка».
Завершение эксперимента:
Вот такие получились «пироги с планктоном». «Ну и бред», - удивляется рачок, читая все это заново. Ага, бред. Пока пишу, планктон не ощущается – оно ему не надо.
Естественно, все впечатления записаны весьма приблизительно, но лучше не получится. Опять «мысль изреченная есть ложь», ага =)