Решил пройти курс медитации Випассана,
преподаваемые С.Н.Гоенкой в традиции Саяджи У Ба Кхина: http://www.ru.dhamma.org/index.htm
Ближайший с 1 по 12 сентября.
Кто проходил поделитесь отзывом, плз!
проСВЕТление |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » проСВЕТление » Прибежище » Випассана
Решил пройти курс медитации Випассана,
преподаваемые С.Н.Гоенкой в традиции Саяджи У Ба Кхина: http://www.ru.dhamma.org/index.htm
Ближайший с 1 по 12 сентября.
Кто проходил поделитесь отзывом, плз!
Может кто-то встречал в сети достойное описание этой практики?
Пока вкушаю эту вкусность: http://awake.kiev.ua/dhamma/lib/gunarat … ocId223563
Хенепола Гунаратана
Простыми словами о внимательности
(руководство по медитации Випассаны)
Самое десертное оттуда буду выкладывать здесь.
Медитация Випассаны представляет собой комплекс приемов обучения, благодаря которым постепенно перед нами открывается этот новой взгляд на реальность такую, как она есть на самом деле. Наряду с этой новой реальностью у вас формируется и новый взгляд на центральный аспект этой реальности – на свое "я". При тщательной проверке обнаруживается, что мы сделали с этим "я" то же, что и со всеми другими формами восприятия. Этот бурный водоворот мыслей, чувств и ощущений мы превратили в ментальное представление. Затем мы наклеили на него ярлык с надписью "я". И после этого мы воспринимаем это "я" как нечто неподвижное и неизменное. Мы воспринимаем его как нечто отдельное, не связанное со всем прочим. Мы отделяем себя от всего остального в том процессе вечных перемен, который и есть Вселенная. А затем мы горюем оттого, что чувствуем себя одинокими. Мы игнорируем свою глубинную связь со всеми прочими живыми существами и полагаем, что "я" должно получать для "себя" все больше и больше; и после этого мы удивляемся тому, насколько люди бесчувственны и одержимы жаждой наживы. Так продолжается все время. Все дурные поступки, все проявления бессердечия в этом мире возникают в результате этого ложного восприятия "я" как сущности, отдельной от всего, что находится во внешнем мире.
Развейте иллюзию одного этого представления, и вся Вселенная измениться для вас. Однако не ждите, что все это произойдет сразу же. На построение понятия "я" у вас уйдет целая жизнь, ведь все эти годы вы укрепляли свое "я" каждой мыслью, каждым словом и каждым поступком. И теперь оно не может рассеяться в одно мгновенье. Но, если вы уделите этому достаточно времени и внимания, оно исчезнет. Медитация Випассаны – это процесс, с помощью которого растворяется "я". Мало-помалу вы уменьшаете "я", просто наблюдая его.
Понятие "я" – это процесс. Это то, что мы создаем. В медитации Випассаны мы учимся видеть, что именно мы создаем это "я", когда мы его создаем и как создаем. Тогда оно уходит, постепенно исчезает подобно облаку, проплывающему по ясному небу. Мы остаемся в том состоянии, когда можем создавать или не создавать "я" и можем делать это в соответствии с ситуацией. Принуждение уходит. Выбор остается за вами.
Описано все очень путно, и завлекательно, и тоже бы хотелось попробывать... Единственное, что мне, например, ни разу не приходилось бывать на группах с жесткой дисциплиной, мне что-нибудь поближе к недисциплине всегда привлекало((((( Но может, это помогает лучше и надольше "прошибить" мозги ?
мне что-нибудь поближе к недисциплине всегда привлекало
В этом мы с тобой похожи. Самое интересное я понял, что все сильные мистические переживания были получены мной при соприкосновении с такой дисциплиной (постоянством практики), и сатори проходило всякий раз когда я возвращалс в недисциплину аля "свободу"...
так что хочешь не хочешь а поработать прийдется...
Цель практики Випассаны – научиться обращать внимание. Мы думаем, что уже умеем это делать, но это иллюзия. Это следует из того, что мы почти не замечаем постоянно накатывающиеся на нас волны переживаний, вызванные какими-то событиями в жизни, как будто пребываем во сне. Мы просто недостаточно обращаем внимание на то, чтобы заметить свою невнимательность. Это еще одна "Уловка-22", еще одна неразрешимая проблема.
Благодаря процессу внимательности мы постепенно начинаем осознавать, кто мы на самом деле, что скрывается в глубине, под видом "я". Мы пробуждаемся, чтобы понять, что в действительности представляет собой жизнь. Это не просто чередование подъемов и падений, пряника и кнута. Это иллюзия. Если взять на себя труд взглянуть на жизнь и если посмотреть правильно, можно увидеть, что у нее гораздо более сложная структура.
Випассана – форма тренировки ума, которая научит вас совершенно по-новому переживать все происходящее в мире. Вы впервые узнаете, что действительно происходит с вами, вокруг и внутри вас. Это процесс самопознания, исследования себя, в котором вы наблюдаете собственные переживания по мере их возникновения и сами принимаете в этом участие. Подходить к практике надо так: "Не имеет никакого значения то, чему меня учили. Я стараюсь забыть обо всех теориях, предубеждениях и стереотипах. Я хочу понять истинную природу жизни. Я хочу узнать, чем в действительности является переживание того, что я живу. Я хочу постичь истинные и глубочайшие ценности жизни, я не желаю просто принимать чьи-то объяснения. Я хочу понять жизнь сам для себя". И если вы будете так относиться к своей практике медитации, вы добьетесь успеха. Вы обнаружите, что наблюдаете объективно, видите вещи такими, какие они есть, – быстротечными и меняющимися от мгновения к мгновению. Тогда и жизнь становится невероятно, неописуемо богаче. Это стоит пережить.
В медитации Випассаны мы развиваем это особое видение жизни. Мы учимся видеть реальность точно такой, как она есть, и мы называем этот особый способ восприятия "внимательностью". Процесс внимательности на самом деле совершенно отличен от того, что мы обычно делаем в жизни. Обычно мы не присматриваемся к тому, что действительно находится перед нами. Мы видим жизнь сквозь экран мыслей и представлений и ошибочно принимаем объекты ума за реальность. Нас настолько захватывает этот бесконечный поток мыслей, что реальность проплывает мимо нас незамеченной. Нас поглощает эта деятельность, и мы тратим время в вечной погоне за удовольствиями и удовлетворенностью и непрестанном бегстве от боли и неприятных ощущений. Мы тратим всю свою энергию, пытаясь заставить себя испытывать приятные чувства и поглубже спрятать свои страхи. Мы все время стремимся к тому, чтобы чувствовать себя в безопасности, а тем временем мир реальных переживаний проходит мимо нас, мы с ним не соприкасаемся и не ощущаем его вкуса. В медитации Випассаны мы учимся не поддаваться постоянному внутреннему стремлению к большему спокойствию и комфорту, вместо этого мы погружаемся в реальность. Ирония в том, что подлинное спокойствие приходит лишь тогда, когда вы перестаете за ним гоняться. Это еще одна парадоксальная ситуация, еще одна "Уловка-22".
Когда у вас ослабляется это неистовое стремление к благополучию, становится возможным подлинное проявление потенциальных возможностей. Когда вы перестаете лихорадочно гоняться за удовольствием, проявляется истинная красота жизни. Когда вы стремитесь познать реальность без иллюзий, полную реальность, со всеми ее болями и опасностями, тогда вы действительно обретаете свободу и безопасность. Это не какая-то догма, которую мы стараемся вдолбить вам в голову. Это реальность, которую можно наблюдать, это то, что вы можете и должны увидеть сами.
Решил пройти курс медитации Випассана,
так что хочешь не хочешь а поработать прийдется...
Чайтик! ты такой хороооший!! даже захотелось тебя обнять!
Я даже книгу полистала (хотя в последнее время читаю мало и в основном, только вывески - в режиме вопросы-ответы)))
Медитацию называют "Великим Учителем". Это очищающий и расплавляющий огонь, который воздействует медленно через понимание. Чем выше уровень вашего понимания, тем более гибкими и терпимыми вы можете быть. Вы становитесь таким же, как совершенный родитель или идеальный учитель. Вы можете прощать и забывать. Вы испытываете чувство любви к другим, потому что понимаете их. А понимаете вы других потому, что понимаете самих себя. Вы заглянули глубоко внутрь себя и познали иллюзорность "я" и собственные человеческие слабости. Вы познали и собственную человечность, научились любить и прощать. Когда вы научились испытывать сострадание к себе, сострадание к другим проявляется автоматически. Опытный практик медитации, достигший глубокого понимания жизни, относится к миру с глубокой любовью, которая свободна от критики. И это неизбежно.
Медитация, которой мы обучаем, называется медитацией прозрения. Как мы уже говорили, разнообразие возможных объектов медитации почти безгранично; и на протяжении веков до настоящего времени в практике использовалось огромное их число. Даже в рамках традиции Випассаны имеются некоторые расхождения. Есть учителя медитации, которые учат своих учеников следить за дыханием, наблюдая подъем и падение стенки живота. Другие же рекомендуют сосредоточить внимание на прикосновении тела к подушке или на прикосновении кистей рук или ноги к ноге. Однако система, основы которой мы здесь излагаем, считается наиболее традиционной; вероятно, именно этому методу и учил своих учеников Готама Будда. В подлинной беседе Будды о внимательности, называемой "Сатипаттхана-сутта", конкретно указывается, что внимание надо фокусировать на дыхании и лишь затем переходить к наблюдению всех прочих физических и психических явлений по мере их возникновения.
Мы сидим и наблюдаем, как воздух входит в ноздри и выходит из них. На первый взгляд этот процесс кажется весьма странным и бесполезным. Прежде чем перейти к особым указаниям, давайте посмотрим, что лежит в его основе. Первый вопрос, который мы могли бы задать: "Зачем вообще использовать какой-либо фокус внимания? Ведь мы в конечном счете пытаемся развить осознание. Почему бы нам не сидеть, просто осознавая все, что от случая к случаю возникает в уме?" Действительно, существуют и подобного рода медитации. Иногда их называют бесструктурной медитацией, и эти методы довольно трудны. Ум изворотлив. Мышление по своей глубинной природе – очень сложный процесс. Мы хотим сказать, что мысли овладевают нами, опутывают нас и возникает цепочка мыслей. Одна мысль наводит на другую, та наводит еще на одну, потом еще и еще на одну и так далее. Через пятнадцать минут мы внезапно пробуждаемся и понимаем, что все время нас одолевали мечты, или сексуальные фантазии, или заботы, связанные с финансами или чем-либо еще.
Существует различие между осознанием и обдумыванием мысли. Это очень тонкое различие. Прежде всего, это вопрос связан с ощущением или структурой мысли. В мысли, которую вы просто осознаете, направив на нее чистое внимание, ощущается легкость в структуре; здесь чувствуется дистанции между этой мыслью и наблюдающим за нею осознанием. Она возникает так же легко, как и пузырь, и так же быстро исчезает, совсем не обязательно, что за ней следует другая мысль в этой цепочки мыслей. Обычная сознательная мысль по своей структуре гораздо тяжелее. Она тяжела, настойчива и неотступна. Она поглощает вас, берет контроль над сознанием. По самой своей природе она навязчива, она ведет прямо к следующей мысли в цепочке, и мысли следуют одна за другой без остановки.
Сознательная мысль соответственно вызывает в теле напряжение, такое как мускульное сокращение или учащенное сердцебиение. Но вы не почувствуете напряжения, пока оно не перерастет в явную боль, потому что и обычной сознательной мысли свойственна жадность. Она поглощает все ваше внимание, не остается никого, кто мог бы замечать собственное действие. Различие между осознанием мысли и ее обдумыванием вполне реально. Но оно очень тонкое, поэтому увидеть его трудно. Сосредоточение – это один из инструментов, необходимых для того, чтобы можно было увидеть это различие.
Чайтик! ты такой хороооший!! даже захотелось тебя обнять!
ГостьЯ, Камал называл випассану - "выпасана", от слова "выпасать", намекая на выслеживание своего ума.
Впервые начиная эту практику, будьте готовы к тому, что столкнетесь с некоторыми трудностями. Ваш ум будет все время блуждать, отвлекаясь от объекта, метаться из стороны в сторону подобно опьяневшему шмелю, который летает по каким-то невероятным траекториям. Не тревожьтесь. Явление "обезьяньего ума" хорошо известно. Это нечто такое, с чем приходилось иметь дело каждому продвинутому медитирующему. Если эти практики сумели преодолеть эту преграду тем или иным способом, то сможете и вы. Когда происходит нечто подобное, просто постарайтесь заметить, что вы только что думали, мечтали, беспокоились или были заняты чем-то другим. Мягко, но настойчиво, не огорчаясь и не осуждая себя за блуждания ума, просто возвращайтесь к чисто физическому ощущению дыхания. Сделайте это и в следующий раз – и так снова и снова, снова и снова.
В какой-то момент практики неожиданно для себя вы можете сделать прямо-таки потрясающее открытие: вы просто сошли с ума. Ваш ум - это сумасшедший дом на колесах, где слышны пронзительные крики и невнятная речь, совершенно неуправляемый он стремительно несется вниз по наклонной плоскости, чтобы повергнуть вас в бездну отчаяния. Ничего страшного! Вы не более безумны, чем вчера. Так было всегда, просто раньше вы этого не замечали. Вы также не более безумны, чем любой другой из вашего окружения. Единственное подлинное различие состоит в том, что вы напрямую столкнулись с такой проблемой, а они нет. Именно поэтому они все еще чувствуют себя относительно спокойно. Однако это не значит, что их положение лучше вашего. Неведение может быть блаженством, однако оно не приводит к освобождению. Поэтому не допускайте, чтобы такое понимание выбило вас из колеи. В действительности – это веха на пути, знак того, что вы действительно движетесь вперед. Сам факт того, что вы своими глазами прямо взглянули на проблему, означает, что вы на правильном пути и найдете выход из затруднительного положения.
ГостьЯ, Камал называл випассану - "выпасана", от слова "выпасать", намекая на выслеживание своего ума.
Кожзгсф .. ))
Буддизм, как целостная система, совершенно отличен от теологических религий, с которыми лучше всего знакомы жители стран Запада. Буддизм – это прямое вхождение в духовную, или божественную, сферу без обращения к божествам или другим "действующим силам". Его отличительной чертой является глубокая объективность, что гораздо ближе к тому, что мы называем психологией, чем к тому, что принято называть религией. Это постоянное исследование реальности, изучение под микроскопом самого процесса восприятия, цель которого состоит в том, чтобы убрать завесу лжи и заблуждений, сквозь которую мы обычно смотрим на мир, и таким образом открыть предельную реальность. Медитация Випассаны – древняя и простая техника, предназначенная именно для этого.
Продвинутые практики, как правило, довольно жизнерадостные люди. Они наделены тем драгоценнейшим из всех бесценных сокровищ, которое называется чувством юмора. Такие люди могут смеяться над собственными неудачами. Они могут посмеяться и над своими бедами. Начинающие практики медитации зачастую слишком серьезно относятся к своим удачам. Поэтому немного посмейтесь. Важно научиться держаться свободно во время сессии, расслабиться во время медитации. Вам нужно учиться быть в потоке, наблюдая все, что происходит, но вы не сможете этого сделать, если будете напряжены, если будете бороться и принимать все очень и очень серьезно.
Продвинутые практики, как правило, довольно жизнерадостные люди. Они наделены тем драгоценнейшим из всех бесценных сокровищ, которое называется чувством юмора. Такие люди могут смеяться над собственными неудачами. Они могут посмеяться и над своими бедами. Начинающие практики медитации зачастую слишком серьезно относятся к своим удачам. Поэтому немного посмейтесь. Важно научиться держаться свободно во время сессии, расслабиться во время медитации. Вам нужно учиться быть в потоке, наблюдая все, что происходит, но вы не сможете этого сделать, если будете напряжены, если будете бороться и принимать все очень и очень серьезно.
Хорошее напоминание
МИХАЙЛАХУ, у тебя есть какие-то наработки, в випассане, например? И вообще, за эти 3.5 года происходило что-нибудь?
noemi&, у меня первое сатори было при первом соприкосновении с практикой дыхания по книге "Тантра" Ошо в 2001 это было, следущее описанное здесь тоже с дыханием связано, так что Випассана это моё, как только начал её практиковать все наработки всплыли, сразу сократилось время сна (в 6 утра как огурчик), еды вообще теперь малось нужно, сил энергии и творческих порывов, вдохновения - валом. И всего лишь нужно было организовать постоянство самостоятельной практики.
Алексей., Цитата:
МИХАЙЛАХУ, вечная ли вселенная, или имеет свой возраст,
Вселенная существует пока есть ТЫ.
noemi&, Цитата:
Как с этими состояниями, если они нарабатываются у тебя? Опиши, пожалуйста. Мне иньересно, в осознании пустотности себя, кто берет и перенаправляет мысли. Я что-то не вижу, что запускает весь этот механизм, не полную картину вижу, то есть.
Випассана - это ведь не только наблюдение задыханием?
Это скорее похоже на интуицию, знание которое нисходит без логического обоснования и выводов, ты просто знаешь наверняка без каких-либо сомнений. Инсайт, вспышка абсолютного понимания какого-либо действия, поступка, которое совершается автоматически и наверняка, очень сходно с движениями мастера восточных единоборств: точность приемов, блоков и ударов происходят вне мыслей и как бы вовсе без участия ума, тело само знает.
Випассана - это ведь не только наблюдение задыханием?
Наблюдение за дыханием это начало, которое показывает где мы находимся и кем на самом деле являемся - стоит попробовать и картина твоей осознанности как на ладони, 3-4 цикла дыхание и внимание улетает куда угодно я, к примеру, помню про практику примерно 10% времени дня, во время специальной часовой "засидки" этот процент постепенно увеличивается,
очищается ум, внимание обретает силу, вместе с этим резко увеличивается энергия, жизненный тонус, настроение,
такое реальное ощущение что тебя вытаскивают из болотной ямы на свет и ты заново рождаешься, возвращается былой вкус жизни, радость от каждого мгновения,
и ключ к этому осознанность к дыханию, а это внимание к каждой секунде, к здесь и сейчас, каждое мгновение наполняется счастьем... и все обстоятельства и события удивительным образом складываются исключительно удачно.
Боль неизбежна, но не страдание. Боль и страдание – две разные вещи. Если в нынешнем состоянии ума вас постигнет одна из этих трагедий, вы будете страдать. Из-за привычных стереотипов, которые в настоящее время контролируют ваш ум, вы будете пребывать в страдании, и выхода оттуда не будет. Даже если вы потратите несколько минут на то, чтобы выработать альтернативы этим привычным стереотипам, вы проведете время с большой пользой для себя. В большинстве своем люди тратят всю свою энергию, измышляя всевозможные способы увеличения удовольствия и уменьшения боли. Буддизм не советует вам полностью прекращать эту деятельность. Деньги и безопасность – это прекрасно. Следует избегать боли, если это возможно. Никто не предлагает вам отказаться от всего своего имущества или искать случая испытать ненужную боль, но буддизм действительно советует вам потратить часть времени и энергии на то, чтобы научиться работать с неприятной стороной жизни, потому что боль все равно неизбежна. Если вы видите, что прямо на вас мчится грузовик, что есть силы бегите в сторону. Но стоит потратить некоторое время и на медитацию. Научиться справляться с болью и неудобствами – это единственный способ, с помощью которого вы сможете спастись от грузовика, которого не заметили.
Внимательность" (Mindfulness) – это английский перевод палийского слова "сати". "Сати" – это деятельность. Какая именно? Точного ответа быть не может, по крайней мере, на словах. Слова придуманы на символическом уровне ума и описывают ту реальность, с которой имеет дело символическое мышление. Внимательность – до символов. Она не связана с логикой. Тем не менее пережить внимательность можно (это довольно легко), можно ее и описать, если помнить, что слова – это всего лишь пальцы, указывающие на Луну. Слова – не сама вещь. Реальное переживание лежит за пределами слов и вне символов. Описать внимательность можно было бы в совершенно иных терминах, а не в тех, которыми мы будем пользоваться здесь, тем не менее любое описание могло бы быть правильным.
Внимательность – тонкий процесс, в который вы включаемся в этот самый момент. Тот факт, что данный процесс вне слов, что он лежит за их пределами, отнюдь не делает его нереальным, совсем напротив. Внимательность – это реальность, которая порождает слова, а следующие за ней слова – просто бледные тени реальности. Поэтому важно понять: все, что будет здесь сказано, – это аналогия. Сказанное не обязательно должно обладать совершенным смыслом. Оно всегда будет вне словесной логики. Но вы можете пережить все, что сказано, на собственном опыте. Медитативная техника, называемая Випассаной (прозрением), которая была открыта Буддой примерно двадцать пять столетий назад, представляет собой комплекс методов психической деятельности, нацеленной исключительно на переживание состояния непрерывной внимательности.
5. Украденные мгновенья
Для серьезного практика медитации не существует понятия времени, потраченного впустую. Можно обратить к выгоде малые участки мертвого пространства, возникающие в течение дня; каждым свободным мгновеньем можно воспользоваться для медитации. Если вы в состоянии тревоги сидите на приеме у зубного врача, медитируйте об этой тревоге. Стоя в очереди в банке и испытывая чувство раздражения, медитируйте о раздражении. Когда вы томитесь от безделья на автобусной остановке, медитируйте о скуке. Старайтесь оставаться весь день бдительными и осознающими. Будьте внимательны к тому, что происходит сию минуту, даже если происходящее представляет собой утомительную и нудную работу. Пользуйтесь моментами, когда вы оказываетесь в одиночестве; пользуйтесь теми видами деятельности, которые в большей части своей механичны. Используйте каждую секунду свободного времени, чтобы проявлять внимательность. Пользуйтесь всеми свободными мгновениями, какими сможете.
Будучи практиками медитации, мы должны иметь цель, ибо, не имеющие цели просто блуждают в потемках, слепо следуя чьим-то наставлениям по медитации. Для того чтобы делать что-то сознательно и добровольно, несомненно, нужно иметь цель. А цель того, кто практикует медитацию Випассаны, состоит не в том, чтобы стать просветленным раньше других, не в том, чтобы приобрести большую силу или извлечь большую выгоду в сравнении с другими; практикующие медитацию внимательности не соревнуются друг с другом.
Наша цель состоит в том, чтобы развить до совершенства все благородные и благие качества, скрытые в подсознательном уме. В этой цели можно выделить пять составляющих: очищение ума, освобождение от печали и скорби, от страданий и горестей, движение по правильному пути, ведущему к достижению вечного мира, обретение счастья благодаря следованию по этому пути. Помня о такой пятеричной цели, мы можем уверенно идти вперед с надеждой на успех
Опыт медитации – это не соревнование. Хотя здесь налицо определенная цель, но нет никакого графика. То, что вы делаете, – это прокладка пути; вы идете все глубже и глубже, постигая высочайшие истины существования [преодолевая при этом слои существования] и освобождаясь от иллюзий. Сам процесс увлекателен и доставляет удовольствие. Им можно наслаждаться во имя его самого. Спешить нет необходимости.
После успешно проведенной практики медитации вы почувствуете восхитительную живость ума. Вы чувствуете прилив мирной, жизнерадостной и ликующей энергии, которую вы затем сможете использовать, решая повседневные житейские проблемы. Само по себе это уже большая награда. Однако цель медитации – не в том, чтобы решать проблемы: способность справляться с трудностями – это дополнительная льгота, и ее следует рассматривать именно под таким углом. Если вы сделаете слишком большой упор на разрешении проблем, вы обнаружите, что ваше внимание обращается к этим проблемам во время медитации, мешая сосредоточиться на основной цели. Не думайте о своих проблемах во время практики. Очень осторожно отстранитесь от их.
То, что вы делаете, – это прокладка пути; вы идете все глубже и глубже, постигая высочайшие истины существования и освобождаясь от иллюзий. Сам процесс увлекателен и доставляет удовольствие. Им можно наслаждаться во имя его самого. Спешить нет необходимости.
3. Не торопитесь. Нет ничего спешного, не спешите и вы. Устройтесь на подушке, сидите, как если бы вы собрались медитировать целый день. Для развития всего, что действительно представляет ценность, требуется время. Терпение, терпение и еще раз терпение.
Если жадность, ненависть и неведение проявляются в повседневной жизни, мы используем свою внимательность, чтобы исследовать их до самых корней. Корни всех этих состояний ума находятся внутри нас самих. Если, например, ненависть у нас не пустила корни, никто не может нас рассердить, потому что именно этот корень нашего гнева реагирует на чьи-то действия, слова или поведение. Если мы внимательны, мы используем свою мудрость и намеренно заглядываем в глубины собственного ума. Если внутри у нас нет ненависти, мы не станем расстраиваться, когда кто-то укажет на наши недостатки. Скорее мы испытаем чувство благодарности к тому, кто обратит внимание на эти ошибки и просчеты. Мы должны быть в высшей степени мудрыми и внимательными, чтобы поблагодарить того, кто объяснит нам наши ошибки, так чтобы мы могли продвигаться вперед по пути совершенствования самих себя.
Каждое преходящее мгновение проходит само по себе, мгновения более не смешиваются и не расплываются в мутной мгле. Ничто не толкуется превратно, ничто не считается само собой разумеющимся, ни одно переживание не относится лишь к категории "обыденных". Все выглядит ярко и необычно. Вы не делите свои переживания на категории и не раскладывать их в уме по полочкам. Отброшены описания и толкования, каждому мгновению дана возможность говорить за себя. Вы действительно слушаете то, что оно может сказать, и вы слушаете так, как будто бы слышите впервые. Если ваша медитация действительно становится мощной, она становится и постоянной. Вы постоянно наблюдаете с чистым вниманием не только дыхание, но и все явления, возникающие в уме. Вы чувствуете, как все более и более утверждаетесь в практике ясного и простого переживания жизни от мгновения к мгновению.
(Випассана. Простыми словами о Внимании)
Применять осознания к состояниям ума – работа, требующая точности. В особенности это относится к чувствам и ощущениям. Очень легко выйти за пределы ощущения, иначе говоря, принять за ощущение то, что ощущением не является. Равным образом легко и пропустить ощущение, уловить его не полностью, а лишь частично. Идеал, к которому вы стремитесь, состоит в том, чтобы в полной мере переживать каждое состояние ума точно таким, какое оно есть, ничего не прибавляя и не ничего не пропуская. Возьмем в качестве примера боль в ноге. Налицо чистое текучее ощущение. Оно постоянно меняется, никогда не бывает одним и тем же от мгновения к мгновению. Оно движется от одного места к другому, то усиливаясь, то ослабевая. Боль – это не предмет, это событие. Не надо приклеивать к нему никаких ярлыков, не надо ничего с ним связывать. Чистое, незамутненное осознание будет переживать его просто в виде текучей энергетической структуры – и только. Ни мысли, ни отторжения. Только энергия.
Мы уже рассмотрели такое явление, как провал в уме. Но у этого состояния есть особый источник, наблюдать который вам надо внимательно. Умственная подавленность может проявляться как нежелательный побочный продукт, возникающий в результате глубокого сосредоточения. По мере углубления расслабления мускулы освобождаются от напряжения, изменяется и движение нервных импульсов. Это создает ощущение глубокого спокойствия и легкости тела. Вы чувствуете себя очень спокойно и как бы отделены от тела. Это очень приятное состояние, и вначале сосредоточение у вас бывает вполне нормальным, хорошо сконцентрированным на дыхании. Однако по мере продолжения практики приятные чувства усиливаются и отвлекают ваше внимание от дыхания. Вы начинаете получать истинное наслаждение от самого этого состояния, и ваша внимательность уходит. Внимание начинает рассеиваться, уходить сторону, теряясь в зыбких клубах блаженства. В результате вы впадаете в состояние весьма далекое от внимательности, своего рода экстатическое оцепенение. Разумеется, лечением будет внимательность. Внимательно наблюдайте эти явления, и они рассеются. Если возникнет ощущение блаженства, примите его. Не надо его избегать. Но и погружайтесь в него не следует. Это физическое чувство, поэтому относитесь к нему соответственно. Наблюдайте чувства как чувства. Наблюдайте подавленность как подавленность. Наблюдайте, как они возникают, наблюдайте, как они уходят. Не отождествляйтесь с ними.
В медитации у вас будут возникать проблемы. Они есть у каждого. Вы можете считать, что это ужасные мучения или препятствия, которые надо преодолевать. Если вы станете воспринимать их как тяготы, ваше страдание только возрастет. Если же вы сочтете, что это благоприятная возможность для того, чтобы учиться и развиваться, ваши духовные перспективы будут безграничны.
Внимательность – главное в медитации Випассаны, это ключ ко всему процессу. Она является и целью медитации, и средством достижения цели. Вы обретаете внимательность благодаря тому, что становитесь все более внимательными. Еще одно палийское слово, переводимое на английский как "внимательность" (mindfulness), – это "аппамада", что значит "усердие" или "отсутствие опьянения". Тот, кто проявляет постоянное внимание к тому, что действительно происходит в его уме, достигает этого состояния наивысшего равновесия ума.
Палийский термин "сати" также имеет значение "памятования". Это не память в смысле идей и сцен из прошлого, а скорее ясное, прямое, не передаваемое словами познание того, что есть и чего нет, того, что правильно и что неправильно, того, что мы делаем, и того, как нам следует это делать. Внимательность напоминает медитирующему о необходимости применять свое внимание к надлежащему объекту в надлежащее время и расходовать ровно столько энергии, сколько необходимо для выполнения этой задачи. Если энергия используется должным образом, медитирующий постоянно пребывает в состоянии спокойствия и бдительности. Пока выполняется это условие, не могут возникнуть состояния, называемые "препятствиями" или "психическими раздражителями, потому что нет ни жадности, ни ненависти, ни страсти, ни лености. Но все мы люди, все мы ошибаемся. У каждого из нас есть свои слабости, поэтому мы постоянно ошибаемся. Несмотря на все усилия медитирующий то и дело позволяет внимательности ускользнуть, и вот он обнаруживает, что, как это и ни прискорбно, потерпел неудачу. Именно внимательность напоминает практикующему о необходимости использовать энергию, чтобы выйти из создавшегося положения. Подобные блуждания и ускользания повторяются снова и снова, но с практикой их частота уменьшается. Как только внимательность устранила эти ментальные загрязнения, на их месте могут возникнуть более здоровые состояния ума. Ненависть уступает место любви и доброте, страсть сменяет непривязанность. Именно внимательность отмечает и эту перемену, и она напоминает медитирующему Випассаны о необходимости удерживать эту дополнительную острому ума для сохранения этих более желательных его состояний. Внимательность дает возможность развиваться мудрости и состраданию. Без внимательности они не могут достичь полного развития.
В глубинах ума скрыт особый ментальный механизм, который принимает те переживания, которые ум считает прекрасными и приятными, и отвергает те, которые воспринимает как безобразные и болезненные. Этот механизм порождает те состояния ума, которых мы привыкли избегать, а именно жадность, страсть, ненависть, отвращение и ревность. Мы предпочитаем избегать этих препятствий не потому, что они являются злом в полном смысле слова, а потому что подчиняют ум и полностью захватывают внимание, потому что они продолжают блуждать, кружится в хороводе мыслей, потому что они отделяют нас от живой реальности.
Наблюдение дыхания: Анапанасати
Анапанасати — это способ сосредоточения ума на дыхании, поэтому
независимо от того, являетесь ли вы уже опытным практикующим или за-
бросили практику как безнадёжное дело, у вас всегда найдётся время для
наблюдения за дыханием. Собирая все свое внимание просто на самом
ощущении дыхания, вы обретаете возможность развития «саматхи», т.е.
сосредоточенности. Итак, прямо сейчас со всей решимостью однонаправ-
ленно сосредоточьтесь на этом самом вдохе, на этом самом выдохе. Не на-
до стараться делать это в течение, скажем, пятнадцати минут, потому что
если вы зададите себе такой отрезок времени для того, чтобы пребывать
в однонаправленном сосредоточении, то ничего у вас не выйдет. Поэтому
пользуйтесь этим небольшим отрезком вдоха-выдоха.
А успех практики зависит не столько от силы воли, сколько от ва-
шего терпения, потому что ум действительно блуждает, и нам постоянно
приходится терпеливо возвращаться к дыханию. Когда мы осознаем, что
ум отклонился в сторону, мы отмечаем это; ум может отклоняться про-
сто потому, что мы с самого начала склонны вкладывать в практику мно-
го энергии, а затем не поддерживаем ее, слишком напрягаемся, не будучи
в силах поддерживать усилие. Таким образом, мы используем временной
отрезок вдоха-выдоха для того, чтобы ограничить усилие лишь тем про-
межутком времени, внутри которого надо поддерживать внимание. При-
ложите усилие в начале выдоха, чтобы поддерживать внимание в течение
всего промежутка выдоха до его конца; затем сделайте то же при вдохе.
В конце концов усилие становится равномерным; и когда оно удерживает-
ся без напряжения, говорят, что мы достигли саматхи.
Сперва кажется, что на это идёт много усилий, что мы не в состоя-
нии добиться результата, — потому что не привыкли. У большинства из
нас ум приучен к ассоциативному мышлению. Чтением книг и тому по-
добными занятиями ум приучен переходить от одного слова к следующе-
му, создавать мысли и понятия, основанные на логике и рассудке. Однако
анапанасати представляет собой другой вид воспитания ума, где объект,
на котором мы сосредоточены, так прост, что совсем не вызывает интере-
са на интеллектуальном уровне. Поэтому дело здесь не в том, чтобы про-
являть интерес к практике, а в том, чтобы прилагать усилие и использо-
вать эту естественную функцию тела в качестве объекта сосредоточения.
Тело дышит, осознаем мы это или нет. Практика анапанасати не походит
на пранаяму, где мы развиваем определенные силы при помощи дыха-
ния; это скорее развитие самадхи, т.е. сосредоточения, а также осознанно-
сти — при помощи наблюдения дыхания, обычного дыхания, каково оно
сейчас. Как и с любой другой практикой, — чтобы быть в состоянии вы-
полнять ее, нужно практиковать; никто не испытывает трудностей в по-
нимании теории — люди обескураживаются, когда дело доходит до по-
стоянной практики.
Но отметьте само это чувство обескураженности, которое прихо-
дит, когда вы чувствуете себя неспособными получить ожидаемый вами
результат, потому что именно это и есть препятствие для практики. От-
мечайте само это чувство, узнавайте его, а затем отпускайте его. Возвра-
щайтесь к дыханию. Осознавайте точку, в которой вы пресытились прак-
тикой, где чувствуется отвращение к ней или нетерпение; узнавайте этот
пункт, затем отпускайте его — и снова возвращайтесь к практике.
Взято с книги:
ОСОЗНАННОСТЬ
путь к Неумирающему
Аджан Сумедхо
Тот кто лечится диалогами больных сам не здоров.
Ну а здоровому к чему лечиться то ????
Отличие ортодоксального буддизма от современных о нём представлениях состоят в том, что буддизм древних трактует жизнь, как болезнь, а практику, как лекарство, а современные "мастера" трактуют жизнь, как приключение, а практику, как аттракцион или взятие новых высот усовершенствования.
Болезнь дзен состоит в том, что человек воспринимает собственную субстанциональность, как болезнь. И страдает в острой фазе её протекания не зависимо от своего положения в материальном мире. Но лишь небольшая часть людей может понять, что они больны, а ещё меньшая поставить себе диагноз.
Диагноз может поставить себе только сам человек. Если это делают другие, например, "мастера" и "учителя" - то всё это ничего не стоит, кроме денег.
Никто из практикующих не избежал и не избежит болезни дзен. Это применимо и к другим традициям. "Болезнь дзен" - тут собирательный термин.
Лечение всегда мучительно и болезненно. Это горькие лекарства и многочисленные операции. И древние хорошо знали это. Только совсем немногие действительно нуждаются в лекарстве. Остальные ищут развлечений, самоутверждений и приключений. По их мнению практика - не горькое лекарство, а нечто вроде компьютерной игры со скилами, маной и здоровьем.
Человек, который действительно мучается от боли подходит к лечению очень серьёзно и никогда не забывает принимать лекарство до окончательного выздоравливания. Те же кто играет во врачей и пациентов, играют перманентно, неглубоко, смеясь и кривляясь. Время от времени. И лекарства не настоящие - гремучая смесь и сборная солянка из всего, что найдут в песочнице. Потому то и обрастает рутинная работа с сознанием всякими небылицами, легендами и волшебными историями. И охотно играют в основном молодые люди, у которых ещё не было "выворачивающих на изнанку" ситуаций. Не было болезней и не было невосполнимых потерь, когда рушилось всё мировосприятие и оставалась только боль существования. И винить их за это нельзя. И желать им этого кощунственно. Но это так. Когда в молодости много сил, всё направленно на игры. Встречи, общение, любовь, восторг, прыжки, увёртки, войны...
Для болезни дзен надо созреть. А многие так никогда и не узнают, что это такое, полностью поглощённые своим существом. И в этом тоже нет ничего плохого. Какая разница в чём заблуждаться, если заблуждение искреннее и простирается до самого конца.
Много играющих, много зарабатывающих на играх, много восторженных и позитивных, творящих самосовершенствование и эволюцию, много интересующихся и читающих, много интеллектуалов, не прошедших мимо одной из сторон бытия, много журналистов и писателей...но тех, кто действительно понял, что болен - почти нет.
Но как правило, больной начинает искать лекарство. И вот только такие люди, заболевшие болезнью дзен, могут вылечиться.
тоже випассана. . . . отчасти:
глупый бондарь и учитель дзен.
МЕДИТАЦИЯ (о чистом внимании)
-Слушай, бондарь, дальше про ЧИСТОЕ внимание.
-а чего, еще не все?
-нет, еще его качества рассмотреть надо.
-и сколько их?
-пять, как мне помниться.
-ну, давай, нуди…
-главное, что обнаруживается при применении чистого внимания, это то, что можно приостановить «критическую способность». Именно в этом состоянии можно уникальным образом понять психические явления.
-подожди, как это…как я могу остановить критическую способность? А если человек не раз занимал у меня деньги и не отдавал, и снова пришел занять…
-не тупи, бондарь. Начитался, понимаешь... Я не говорю тебе о том, как с должниками твоими разбираться, да ты им хоть головы посноси, мне-то что… мои слова о том, как ты медитацией заниматься должен, каким образом. Как рассматривать все то, что при медитации в себе обнаруживаешь,… кстати, и при встрече с таким негодяем-должником, приостановленная критическая способность совсем не означает, что ты должен забыть, каков он негодяй. Ты просто посмотришь на него и далее, беспристрастно посмотришь на ту внутреннюю реакцию, которую в тебе вызвал его образ. А далее, беспристрастно посмотришь на то, какие побуждения к действию у тебя возникнут…
-так я его пришибу!
-не, не так. Это будет первым всплывшим вариантом. Потом появиться еще несколько вариантов действия. И ты сможешь опять же беспристрастно их рассмотреть, и выбрать тот, что наиболее подходит.
-так я его пришибу!
-ну пришиби...
Праническое питание. Би-Гу. | Прибежище | 2013-03-10 |
Вера, намерение, мотивация. | Прибежище | 2012-09-13 |
У воды... | Беседка у воды | 2010-05-30 |
Медитация на вдох/выдох | Обо всём | 2007-06-20 |
1.Иллюзия познания/Зачем люди готовы искать, но не находить ответы?! | Уголок Странника | 2012-11-21 |
Вы здесь » проСВЕТление » Прибежище » Випассана