БЛОГ ИЗВНЕ

проСВЕТление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » проСВЕТление » Гостиная » Маска вселенной


Маска вселенной

Сообщений 1 страница 22 из 22

1

Идея такой связующей силы, заложенной в нашей речи, проявляется в физической структуре человеческого тела. Неслучайно голос формируется в области шеи. Голос — это основа речи, это сила, которая сводит воедино миры; шея - это часть тела, соединяющая голову и туловище, верхнюю и нижнюю сферы. В целом же, тело человека является отражением его духовной сущности.

Эту аналогию можно продолжить. Присмотревшись поближе, мы заметим, что голос вырабатывается в гортани, которая расположена в передней части шеи. Традиция утверждает, что передняя часть любой структуры несет в себе позитивную функцию; а задняя — ее низший, неразвитый аспект. "Фасад" тела воплощает в себе, в целом, позитивное начало: как известно, лицо расположено спереди, а не сзади. Отношения завязываются, когда люди обращены лицом друг к другу, и весьма затруднены, когда они поворачиваются спиной. Спина безлична, слепа, и через ее нижнюю часть из организма выводятся неприятные на вид и запах продукты жизнедеятельности. Все это — специфические структурные особенности человеческого тела.

Теперь отметим, что в передней части шеи расположен орган, вырабатывающий голос; задняя часть шеи нема. Более глубокая традиция учит, что передняя часть шеи, гортань, идентифицируется с Моше-рабейну: ведь Моше — глас Торы, и Б-г разговаривает с нами через его гортань. Как сказано: "Б-жественное Присутствие говорит из гортани Моше". Те же источники утверждают, что лютый враг Моше-рабейну фараон ассоциируется с задней частью шеи: его цель противоположна тому, чего добивается Моше; цель фараона — не пускать в этот мир глас Творца, заглушить призыв духовности. В задачу Моше-рабейну входит установление высшей, совершенной связи между духовным и физическим мирами, фараон же стремится разделить эти миры. Ничего не скажешь, лютые враги. Если прочесть наоборот ивритское слово "паро" (пей, реш, айн, эй), фараон, то получится "а-ореф", задняя часть шеи, затылок.

0

2

Адам был сбит с толку. Он был уверен, что он создан для того, чтобы реализовать свою свободу, а не подавлять ее. Подчинение одному простому повелению далеко не исчерпывало его запас свободы выбора. В самом деле, к чему вся его свобода, если он только подчиняется и наблюдает, как мир совершенствуется без его личного активного и героического участия? Нет, Всевышний наверняка имел в виду что-то другое в Своей заповеди. Возможно, Он хотел только сказать, что опасна сама еда, настолько опасна, что следует воздержаться от нее. Возможно, эта заповедь - всего лишь предостережение. "Тогда, — думал Адам, — я покажу Ему, что я готов к такой опасности, что я, не колеблясь, поставлю на карту свою жизнь и смерть, И Он поймет, кто я такой в действительности". Душу Адама терзала масса противоречивых чувств. Разберем их.
Позитивная сторона: готовность к служению, готовность к самопожертвованию, готовность встретить опасность, даже умереть — известно ведь, что Б-г пригрозил ему смертью, если он съест запретный плод. И наконец, оправдание: чего стоит моя свободная воля, если она не используется, не подтверждается?
Негативная сторона: я должен быть независим, должен действовать, должен строить свою жизнь; я не должен жертвовать своей личной свободой и допустить, чтобы она растворилась в чем-то большем, чем я сам. Я сделаю все возможное, чтобы остаться самим собой, я не поступлюсь своей свободной волей.
Возникает парадоксальная ситуация. Пока человек борется за свою независимость, он — ничто, всего лишь комок протоплазмы, отстаивающей масштабы собственного ничтожества. Но когда он отвергает свою независимость, отрекается от своего "я", его личность начинает растворяться в реальности высшего Существа; в итоге он достигает самого реального существования. При этом он существует не просто как неопознанная частица чего-то большого и целого, нет, он сам становится выдающейся личностью. Моше был, вероятно, величайшим из людей, и Тора однозначно указывает причину его величия: он был самым смиренным, скромнейшим человеком за всю историю. Моше умел полностью отвергнуть свою независимость и целиком прилепиться к Творцу. В результате он не только не исчез, не растворился, а наоборот, прославился на века, стал самой знаменитой личностью в истории.
Но в чем подлинное значение свободной воли, которой наделил нас Г-сподь? Ответ звучит парадоксально: высшая цель состоит в том, чтобы отказаться от нее, подчинить ее Б-гу. Здесь скрыта главная идея: отказ от свободы выбора и есть величайшее проявление этой свободы. Подобный отказ вовсе не означает, что мы жертвуем своей волей, наоборот, тем самым мы утверждаем ее на самом высоком уровне. Именно такая дилемма была предложена Адаму: используй свою волю для того, чтобы желать того, что Я желаю, не убивай свою свободу выбора, а ликвидируй лишь ту ее часть, которая стремится отделить тебя от Меня. Пользуйся своей волей, но только для того, чтобы отдать ее Мне. Лишь тогда мы станем Едины.
Не ищи подвигов, не стремись показать, на что ты способен. Просто подчиняйся. Все остальное — это не более, чем самоутверждение твоего "эго". Такое утверждение личности приятно лишь в первый момент, оно доставляет глубокое удовлетворение, потому что в нем реализуется человеческая сущность; но на самом деле это все иллюзия. Не стремись к свободе, стремись к подчинению. Связь со Мной в состоянии подчинения — это и есть подлинная свобода.
 

0

3

* * *
Отсюда следует, что стремление человека к независимости заложено в его Б-жественном образе. Наша задача — созидать миры. Мы отражаем Б-жественный свет наиболее полно именно в те минуты, когда строим, обустраиваем окружающий нас мир. Именно поэтому Адаму выпало наиболее трудное испытание: подчиняться значило для него жертвовать своей независимостью, отречься от нее, уступить свою свободу. Но его сущность взбунтовалась, она требовала отстоять свободу, укрепить свободную волю. Ведь, в конце концов, такая активность соответствует замыслу Творца, выражает Его образ. Адам стоял перед тяжелой дилеммой не потому, что его низшее начало, его грубая физическая суть жаждала самовыражения. В действительности, такой физической сути в нем просто не было. Нет, самовыражения искало его высшее начало, его Б-жественный образ, стремившийся к независимому проявлению заложенной в нем свободы выбора, глубинная, сокровенная основа его личности.

0

4

Переплетение звука и света создает материю.

0

5

РейРо

Но в чем подлинное значение свободной воли, которой наделил нас Г-сподь? Ответ звучит парадоксально: высшая цель состоит в том, чтобы отказаться от нее, подчинить ее Б-гу. Здесь скрыта главная идея: отказ от свободы выбора и есть величайшее проявление этой свободы. Подобный отказ вовсе не означает, что мы жертвуем своей волей, наоборот, тем самым мы утверждаем ее на самом высоком уровне. Именно такая дилемма была предложена Адаму: используй свою волю для того, чтобы желать того, что Я желаю, не убивай свою свободу выбора, а ликвидируй лишь ту ее часть, которая стремится отделить тебя от Меня. Пользуйся своей волей, но только для того, чтобы отдать ее Мне. Лишь тогда мы станем Едины.

Забааавная мысль - мне понрааавилось  :cool:  :crazyfun:  :crazy:

0

6

Рассмотрим теперь подробнее двойственность скрытого, внутреннего мира и мира явного, открытого. "Эйн а-браха мецуя эла бедавар а-самуй мин а-айн — благословение можно найти лишь в том, что скрыто от глаз". Когда некая вещь раскрывается во внешнем, предельном мире, это происходит лишь в рамках физической среды, в которой она присутствует. Но если вещь скрыта, если она существует в беспредельном, недоступном для нашего восприятия духовном мире, для нее не существует ограничений физической реальности.

В мире нераскрытых возможностей могут существовать все вещи во всем их многообразии, но в физическом мире каждая вещь присутствует в данный момент времени только в одном варианте. Чтобы проявиться в материальном мире, ей надо отказаться от всех форм, в которые она могла бы воплотиться, за исключением того единственного образа, в котором эта вещь физически реализуется. Здесь вещи кристаллизуются, обретают материальную форму и могут иметь в конкретный момент лишь один внешний облик.

Тело существует во внешнем мире. Оно обладает физическими свойствами и воспринимается механически, с помощью ограниченных во времени и в пространстве средств. "Нешама" (душа), личность, живет в скрытом мире; ее можно постичь лишь внутренним ощущением. Нет таких физических приборов, которые позволили бы установить прямой контакт с душой. Для этого есть другие средства - внутренняя восприимчивость, утонченная духовность, умение чувствовать беспредельное. Короче, инструменты должны соответствовать той работе, для которой их используют.

Весь мир состоит из этой двойственности: внутренней реальности, "души", и физического "тела". Внутренняя реальность движется, мотивирует, она — смысл. Тело — это средство выражения души; оно приносит ее в мир, раскрывает ее смысл. На глобальном уровне эта двойственность характеризует всю Вселенную: Б-жественное Присутствие — это скрытая, внутренняя энергия; физический мир — Его конкретное выражение. Внутренний мир содержит мужское начало; в нем заложено семя потенциального роста. Внешний мир представляет женское начало. Он облекает этот потенциал в конкретную форму. (Мы и в самом деле обращаемся к Б-гу, используя мужские категории, а созданный Им мир наделяем женскими чертами.)

0

7

Наше поколение ориентировано на внешнюю реальность. Ценности Торы диаметрально противоположны тому, что проповедует современная секулярная культура. Тора концентрирует свое внимание на внутреннем мире. Даже имея дело с внешними явлениями, мы должны стремиться использовать их для установления контакта с внутренней реальностью.

Современное общество бесстыдно раскрывает, обнажает все, что имеет отношение к женщине. Общество, живущее по законам Торы, реагирует на это крайне болезненно. Поскольку именно женщина приносит душу в наш материальный мир (слово "некева", женщина, означает в буквальном смысле зафиксировать, установить в конкретных пределах, как в выражении "наква схарха алай веэтена — установи свою плату, и я заплачу"), ей и только ей ведомо, как уберечь от грубого вторжения свое скрытое измерение, свой внутренний мир. Если общество стремится раздеть женщину, это свидетельствует о перевесе материальных ориентиров; если оно почитает женскую скромность, значит духовное ценится в нем выше физического.

0

8

РейРо

Напротив, сейчас именно настало время женщины. Думаешь почему так много трансов и голубыл, а так же тотальная потеря джентльменства, как в случае с МИХАЙЛАХУ? потому что женщиной сейчас быть удобней, почётней и универсальней. Дальше идёт эпоха равноценности. А перед этим надо немного потерпеть и не истерить, оставаясь при этом людьми - и только-то! :rolleyes: )

0

9

Мужчины женственны как раз потому что женщины расркываются внешне и не скромны.
Это росходует чувства мужчин. мы слабеем. и уподоблямся.
также когда женщины сескуальность выставляет напоказ от этого тяжело отвлечься мужчине он этим привлекается.  и это становится его религией смыслом жизни. отношения с жен или жен. думает об этом. и тд

а то о чём мы медитируем тем мы и становимся.

раньше ж. были скромнее и не было угнетения. это позволяло мужчинам медитировать на мужские темы (не отвлекаясь на соблазн медитации откровенно одетой женщины), и медитировали на что то из этого Бог - наука - религия - воинское искусство. и становится оставаться сильными. это позволяло им.

так же мужчина может увеличивать свою мужественность в институте брака и с детьми. когда есть ответственность. ответственность обязаловка добровольно по любви взята. тогда сила воли. янские качества вырабатывает.

а когда есть возможность тусоваться без обязательств получать удовольствия от женщин это через чур сильный соблазн. и он получает рыбку, не желая трудиться.

чтобы сделать мужчину. это работа совместная. и эпоха тут не причём. если мало джентельменов значит к сожалению не притягиваете. надо что то в себе исправить и тогда притянете или сделаете из кого нибудь.

успехов

0

10

то что тут написанно это так же согласуется с квантовой физикой.

когда мы скромны мы оставляем много в сокрытии. а когда открываем то выбирается из бесконечного варианта возможностей ОДИН лишь. и возможно не самый лучший. когда оставляем в сокрытии можем привлечь благославение и улучшить. а если раскрываем то остальные люди уже фиксируют и это тяжелей изменить.

поэтому также практика должна оставаться в секрете во всех учениях. по этой же причине. когда вы расскажете друзьям несыраедам что вы сыроед. хоть вы неделю легко были сыроедом. в этот же день случится столько всего что вам будет очень тяжело остаться сыроедом. их концепции и взгляд на это помешают вам. но если оставите в тайне. лишь ваши концепции будут влиять на вас.

поэтому ориентация на внешний мир - не дает нам полностью использовать духовной потенциал.

0

11

РейРо

А ты уверен, что если мужчины становятся слабы, то они нужны вообще? Если женщины стали сильней и их сексуальность наконец раскрылась (прикинь что только 1950 году официально было признано существование женского оргазма?!!!!), то мужчинам и подавно не стоит потакать в их слабости: или пан - или пропал! Во времена Эпохи Возрождения был официальный матриархат, но ни один мужчина от него не пострадал, напротив: Образ Великой Женственности был на самой высоте, а мужское джентльменство, наряду с экономикой - процветали. Кости, отрытые в этот период, отличались большим присутствием кальция и крепостью, совместно с величиной (люди были равны тогда по росту современным), а зубы были все на месте и не гнили. Духовность развивалась как никогда, в культуре был просто пик. Так что не надо бояться того что приносит пользу. Не женщины виноваты в том что их сексуальность стала показной, а мужчины - тем что хотели холодно и бездушно использовать её в своих целях, никак не считаясь с внутренним миром женщины. В конце концов женское размножение через пробирки и от женщины сейчас стало возможно,  а мужское - нет)  А кому нужен ходячий член без духа, юмора, самостоятельности и ума? Ни-ко-му, даже вам самим за себя и проявления собственной слабости относительно мира и женщин - стыдно :glasses: )

0

12

тоесть кости и кальций это потому что женщинам поклонялись

а не потому что сейчас просто питаются неправильно и химией.

и не потому что более старые кости истлели больше

0

13

РейРо

Разве в следующий период средневековья после Эпохи Возрождения было много химии? Хи-хи) Учите историю ^^ ))))))

0

14

после эпохи возрождения средние века закончились. учите историю.

В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV — началу XVI веков

без обид.

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI века.

0

15

РейРо

Завтра скину более точные данные - сверим свои знания, а щас... нет настроения - без обид :) )

0

16

Высота людей в Лондоне на протяжении веков
Мы все знаем, что в Америке и Западной Европе средний рост увеличился на протяжение последних поколений, – этот феномен объясняют обычно улучшением питания, особенно в детстве и юношестве. Однако замечательное исследование[74] размеров тела людей – от каменного века до настоящего времени – живших в одних и тех же районах Лондона, показывает удивительные результаты!
Оказывается, в Х-Х1 веках женщины были в среднем выше в сравнении с любым другим периодом, включая нынешнее время. Средняя лондонская женщина во время саксонского периода на 1 см выше, чем сегодня, и на 7 см выше, чем в викторианский период. Средний рост мужчин начал увеличиваться только в последние 50 лет; лишь к 1988 году мужчина Лондона "переросли" своих земляков Х-ХII столетий.
Обозреватель так комментирует эти сведения: "Кости, вынутые из могил людей, похороненных в Англии в 1000 году н.э., говорят о сильном и здоровом народе — англосаксы занимали большую часть Британских островов после ухода римлян. Девять из десяти жили в зелёной, не отравленной местности на простой диете, выращивая сильные органы тела и здоровые зубы". (Позже стало хуже: археологи, изучавшие XIV-XV века, говорят нездоровой хрупкости скелетных останков.[75])
Некоторые историки даже заявляют, что качество жизни обычных людей было наивысшим в европейской истории во время специфического экономического бума XI-XIII веков! Например, французский медиевист Форже заключил, что для Франции XIII век был последним веком, известным как "общее процветание в стране".[76] Франсуа Икстер, другой историк, сообщает, что "между XI и XIII веками западный мир переживал высокий уровень процветания, что подтверждал беспрецедентный в истории демографической взрыв"[77]. Третий вывод — даже более специфический: "Время между 1150 и 1250 годами — время экстраординарного развития, период экономического процветания, которое мы с трудом можем представить себе сегодня".[78]
Среди действительно трудных доказательств исключительно хорошего существования обычных людей в Средние Века — средний размер тел, выкопанных спустя время на той же географической площади Лондона.
Заметьте, что этот "первый ренессанс" совпал с периодом, когда преобладали денежные системы с платой за хранение, и культы Чёрной Мадонны распространялись и процветали.
Деньги с платой за хранение: невидимый мотор?
Ключом к необычно высокому уровню жизни обычных людей стала валюта с платой за хранение. Неведомая ни лордам, ни народу причина помогла создать экстраординарные успешные экономические перемены в Европе. А в чём же она, причина? В том, что валюта с платой за хранение сама мотивировала поведение людей.
Рассмотрим два предсказуемых направления такой мотивировки:
• Нет смысла копить деньги в наличной форме. Наличные использовалась исключительно для обменов, и те, кто имел сбережения, автоматически вынуждались потратить их или вложить. (Технически это означало, что функция обмена отделена от функции сбережения).286
• Вместо этого сбережения вкладывались в осязаемые продуктивные товары, которые хранились долгое время. Идеальным вложением стало улучшение земли, или, например, высокое качество обслуживания такого оборудования, как колодцы и мельницы.
Я приведу только один пример того, что это означает на практике. В соответствии с имеющимися отчётами Королевского монастыря Сен-Дени за 1229-1230 и 1280 год ежегодно значительную часть мельниц, печей, давильных прессов для вина и другого крупного оборудования ремонтировали или даже полностью переделывали. Например, только за два года (1229-1230) не менее 14 ветряных и водяных мельниц и 18 других основных технических средств (давильные прессы и пр.) прошли капитальный ремонт. Всё это были профилактические эксплуатационные расходы. "Они не ждали, когда что-нибудь сломается... В среднем не менее 10% валового годового дохода сразу же реинвестировалось в текущий ремонт оборудования".[79] И делалось это не только в монастырях; денежная система обладала свойствами, которые стимулировали всех к таким реинвестициям.
Заметим, что мы ведём речь о валовом доходе (общий доход от производства), а не о прибыли. Я не знаю никакой другой аграрной или индустриальной страны, в наше время или когда-либо ещё после XIII века, где реинвестиции в профилактику содержания приближались бы к подобному уровню.
Экономическая экспансия
Результаты такой инвестиционной в своей основе экономики можно оценить лишь фрагментарно; никто не подсчитывал показатели ВНП в то время.
Средневековый экономический калейдоскоп
Вот некоторые данные, иллюстрирующие состояние экономики Первого Европейского Ренессанса:
* "Согласно французским и немецким историкам, эпоха всеобщего процветания началась вместе с массовой вырубкой лесов и заменой их сельскохозяйственными угодьями с начала XI века до XIII века.[80] "Этот процесс особенно быстро происходил на протяжении XII века".
* Происходило не только расширение пахотных земель, но и повысилась урожайность в среднем более чем в два раза в большинстве случаев.[81] "В период между IX и XIII веками урожайность зерновых в среднем выросла с 2,5 до 4 % в наименее благоприятных условиях... на плодородных же почвах она увеличилась на 8 % в Иль-де-Франсе и на 15 % в Артуа. В Англии урожайность повысилась в среднем на 5-8 %.
* К X веку, несмотря на падение Рима, разрушения, вызванные нашествием викингов и сарацинов, утрату греческой науки, новая Европа имела явное превосходство над древним Средиземноморским миром. Произошло существенное усовершенствование землепользования, металлургии и источников энергии" (J.Gies).[82] Ветряные мельницы распространились к северу от Кастильи в Испании после X века. Важно, что рядом с городами увеличилось число мельниц для обмолота зерна, и они принадлежали не сеньорам, а "буржуа" (жителям "бургов", независимых маленьких городков). Быстрый рост числа основных мельниц близ Тулузы, Базакля или, например, Руана подтверждается документами.
* При улучшении землепользования и повышении урожайности стало требоваться меньше трудовых затрат. "В X веке европейцы применили технологические усовершенствования, которые применялись затем в Средиземноморском мире многие века. Распространение хомута и стремени позволило эффективнее использовать лошадиную силу, а это, в свою очередь, способствовало улучшению транспорта. Тогда же, в Х веке европейцы начали использовать силу воды на суше, и ветра на суше и на море в большей степени, чем прежде... Водяные мельницы значительно повысили эффективность мукомольного процесса и способствовали увеличению объёмов продовольственной продукции. Сила воды применялась и на лесопилках, что способствовало росту производства добротных пиломатериалов для строительства.[83] "В одной только Англии в конце XI века было 5624 водяных мельниц в трёх тысячах деревень. Во Франции их насчитывалось, по крайней мере, раз в десять больше, а двумя веками позже здесь уже действовало несколько сотен тысяч мельниц для производства муки и масла".[84]
Таким образом, всё, что мы можем сделать, это восстановить целую картину по отдельным фрагментам из как можно большего числа разных источников. Но суть в том, что период расцвета начался около Х века и закончился после XIII века.
* "С 950 года... развивалось производство текстиля, гончарных и кожевенных изделий, и многого другого. Список того, что производилось, становится все длиннее. [По мере приближения к XI веку] продукция становится качественнее. Стоимость продукции в человеко-часах понижается, благодаря более эффективному управлению, усовершенствованным орудиям труда и новой технике, улучшению транспортировки и распределения".[85] Например, в текстильной промышленности внедрялись более эффективные горизонтальные ткацкие станки, применялась новая техника изготовления нити.[86] Происходила революция и в повседневной жизни: дома отапливались теперь углем, освещались свечами, люди стали пользоваться очками при чтении, всё больше применялось стекло в бытовых целях, бумагу начали производить в промышленных масштабах.[87]
* "Сохранилось одно из первых упоминаний об экспериментальной теплице для акклиматизации и селекции растений в Доберане, в Австрии, датируемое 1273 годом... В Париже в Картезианском монастыре выращивали 88 сортов груш... В Норвегии крупнейший монастырь в Лайзе (основанный в 1146 году) был знаменит своими плодовыми деревьями и снабжал фруктами всю округу".[88]
* Повышение качества жизни создало спрос на качественные вина. До того времени технология производства качественных вин была неизвестна или не нужна. "Технология виноделия, усовершенствованная в период между XI и XIII веками и сохранявшаяся без изменений вплоть до эпидемии филлоксеры (в начале XX века), стала самой сложной сельскохозяйственной технологией в Западном мире". "Виноградники распространились повсюду, где позволял климат, в том числе и в Бретании. Повсюду вино потреблялось в больших количествах... Сидр распространился от Бискайского залива до Нормандии... В XII веке был усложнён процесс пивоварения в Германии и в Нидерландах".
* С XI века происходит быстрый рост поголовья овец, скота и лошадей. Мясо перестаёт быть редкостью. Один-единственный монастырь в Мезонсель-ан-Брие во Франции продал в 1229-1230 годах не менее 516 "шерстяных животных" (овец), 40 свиней, 7 быков и 30 коров и телят.[89] Монастырь Боббио в Италии имел 5000 своих свиней; в Сен-Жермен-де-Пре около Парижа держали примерно 8 000 свиней, не говоря уже о 2400 кроликах.[90] Существенно возрастает потребление сыра, масла, кожи и шерсти. "К 1300 году н.э. в Англии насчитывается 8 миллионов овец, дающих шерсть, при общем населении в 5 млн. человек, и так же, как было во Франции с виноградниками, большая их часть принадлежала мелким фермерам".[91] Бывали стада из 13000 овец в Эли и 20000 в Винчестере, принадлежавшие одному владельцу.[92] "Потребление соли было громадным, возможно вдвое больше, чем сегодня, из-за того, что мясо и рыбу в больших количествах засаливали для хранения".
* Рацион питания. В результате детальных расчетов выяснилось, что ежедневное потребление калорий в Бомонте во Франции в 1268 году составляло 3 500, по сравнению с нынешним потреблением продовольствия в развитых странах, — 3 000 калорий в день. После изучения другого рациона питания — в аббатстве в Монтебурге за 1312 год, был сделан вывод, что там потребляли от 3 500 до 4 000 калорий в день. В 1310 году рацион венецианского моряка был равен 3 915 калорий в день".[93]
* Получили широкое распространение сезонные циклы выпаса скота на высокогорных пастбищах, неизвестные на Западе до XII века, — особенно в Альпах. "Десятки тысяч животных ежегодно перегоняли из Арля в Провансе (Франция) в Альпийские горы". Это требовало заключения сложных совместных соглашений между пастухами и тысячами крестьян о правилах "прохождения скота" по всему пути следования. Некоторые из этих соглашений действуют и по сей день.
* Стремительный рост числа строящихся деревень и городов и развитие жизнедеятельности этих городов. Анри Пиренн, бельгийский историк, в своей работе основное внимание уделял континентальной Европе, но то же самое происходило и в Британии. Например, Уорвик, Стаффорд, Букингем, Оксфорд — большинство городов в графствах возникло в Х веке.[94] "Одним словом, Европа превращалась из развивающегося в развитый регион. Развитие промышленности означало развитие городов, которые в XII-XIII веках начали утрачивать свою прежнюю роль военных укреплений и административных центров, поскольку теперь они жили полнокровной жизнью торговых и промышленных центров".[95]
* Cоздание и развитие многочисленных ремесленных и торговых гильдий. Одна из этих торговых гильдий очень быстро стала международной. Первая Ганзейская гильдия была учреждена в Кельне одновременно с основанием города и гавани Любек в 1158 году. Она связывала основанные незадолго до этого города, такие, как Росток, Данциг, Кенигсберг и многие другие — от Висби в Скандинавии, Риги в Балтии и Новгорода в России на востоке до Лондона и Брюгге на западе. Эта первая Ганзея распалась в конце XIII века и была возрождена лишь век спустя.
* В XI веке произошло оживление в строительстве мостов. Например, в 1176 году был построен Лондонский мост, сохранявшийся в первозданном виде до XIX века. На юго-востоке Франции в XII веке Сен-Бенезет основал новый узко специализированный Орден "Freres Pontifes" ("Братство моста"). Мастера построили много мостов, в том числе и сохранившиеся до наших дней Пон д"Авиньон и Пон Сент-Экспри в Лионе.[96]
Среди ключевых причин всей метаморфозы были крупнейшие за всю предшествующую историю, как полагает итальянский историк и экономист Карло Ципола, преобразования в области торговли: "Период с 10 до 13 века в этом смысле заслуживает термина "революция".[97] До этого средневековыекупцы пользовались плохой репутацией, ассоциируясь с ворами, головорезами и пиратами. "Один из современников упоминал о том, что они якобы похищали молодых мальчиков и кастрировали их, чтобы продать магометанам на испанских рынках. Трудно проверить достоверность подобной информации, но сам факт распространения таких слухов подтверждает, что у торговцев была плохая репутация среди населения".[98] Всё изменилось в Центральный период Средневековья, когда на смену купцам, путешествовавшим по сёлам с мешками за спиной, или с нагруженными ослами, пришли торговцы, чьи товары путешествовали отдельно от них, благодаря целой сети помощников и партнёров. Эти торговцы проживали в крупных городах, умели читать и писать, и создали специальную систему бухгалтерского учёта. "В частности, в городах Северной Италии и в Нидерландах, в немецкой Ганзейской лиге и в Каталонии появление богатого сообщества торговцев было одним из самых поразительных социальных явлений".[99] Другими словами, впервые обычные люди, которые были достаточно умны и трудолюбивы, могли стать и стали по-настоящему богаты.

0

17

Сравни:

Женщины и интеллектуальная жизнь
Юношей и мужчин аристократического происхождения учили, главным образом, обращаться с оружием и военному делу, женщин же, как правило, обучали чтению, письму, пению и рисованию. Обычно только женщины и составляли слой грамотных людей. И это были не только аристократки. В школах при монастырях можно найти записи о том, что здесь проходили курс обучения девочки, начиная с 6-7 лет, не только благородного происхождения, но и дочери прислуги или ремесленников.[126] Женщины умели не только читать, но и писать. Например, существует мнение, что самый первый официальный учебник во Франции написал Франсуа Рабле. Однако за пять веков до рождения Рабле, между 841 и 843 годами, женщина по имени Дуода написала "Manuel pour mon Fils".[127]
Процветает искусство: например, музыка впервые выходит за рамки религиозных и церковных обрядов, и сочиняются первые светские инструментальные произведения.
Ещё более примечательным и совершенно уникальным явлением стало быстрое развитие литературы, связанной с "Изысканной любовью", возникшее поначалу в Провансе и Аквитании на юге Франции. Ук де Сен-Сир, трубадур XIII века, тонко подметил её суть: "Изысканная любовь для мужчины — это достижение небесных высот через женщину".
Ценности, воплощённые в куртуазной литературе, дважды прерывали скучную жизнь Европы, в первый раз в XII-XIII веках, когда она возникла, и, что ещё более удивительно — в XVIII веке, когда она возродилась, породив целое направление — Романтизм.[128] Режин Перну даже утверждает: "Любовь была изобретена в XII веке".[129] Конечно, именно тогда возникло то, что отличает восприятие любви на Западе от её восприятия в остальном мире. То новое, что возникло в XII веке, рассматривалось "как важный этап в процессе эмансипации женщин".[130]
Согласно К.C. Льюису, трубадуры "способствовали переменам, которые вошли в нашу этику, в наше воображение и в повседневную частную жизнь, они же воздвигли непреодолимые барьеры между нами и классическим прошлым, с одной стороны, и Восточным настоящим, с другой. По сравнению с этой революцией Ренессанс был просто "мелкими брызгами" на поверхности литературы".[131]
Первоначальный импульс к появлению куртуазной литературы исходил от lenga d"oc. На юге Франции, где в то время на этом языке говорили все, т.е. половина всего населения страны, эта литература называлась "trobar fin"amor" по-провансальски. Она дала толчок развитию поэзии на всех других зарождающихся языках Европы от Каталонии и Галиции до langue d"oil на севере Франции (где они называются "Trouveres"), до Германии ("Minnesanger"), Англии ("Troubadour") и Италии ("Trovatore", позже источник вдохновения Данте — Беатриче).[132] Заметим, что до того времени имелась только одна литература, неизменно писавшаяся схоластическим латинским языком, доступная обычно только учёным, получившим церковное образование. Таким образом, впервые появилась литература, написанная на народном языке, и это было не только ново по сути, но имело и важное социальное значение, поскольку эта литература была понятна людям из самых разных социальных слоев. Впервые у простых людей появилась своя литература!
Один из самых известных литературных сборников того времени был посвящён истории Грааля, очаровавшей не одно поколение людей, в том числе и наших современников.[133] Существует много различных версий этой истории[134], но все они пронизаны одной общей особенностью. В версиях XII века Грааль — всегда священная чаша, достаточно очевидный символ женственности[135]. Главная идея истории Грааля состояла в том, что подлинное учение Христа проповедовали не Пётр и Павел, а "Хранитель Грааля", и что только женщины были "достаточно чисты, чтобы нести чашу Грааля"! Конечно, это прямо противоречило учению Церкви, и позже инквизиция жестоко расправлялась с подобными идеями и с людьми, которые их распространяли.[136]
Интересно, что не менее двадцати женщин-трубадуров было обнаружено среди первых трубадуров lenga d"oc XII века.[137] Эти troubairitz, как называли таких женщин-поэтов на их родном языке, были необычайно сведущи в вопросах куртуазной любви, с точки зрения средневековой женщины.
Женщины-трубадуры XII века
Мег Богин исследовал то общее, что объединяло двадцать женщин-трубадуров первой волны Куртуазной литературы.[138] Все они были дворянского происхождения, все происходили из Южной Франции и владели собственностью, что было обычным явлением по законам о наследовании того времени. Все они занимались поэтическим творчеством от имени женщин, и сохранились документы, подтверждающие, что, по крайней мере, половина из них при жизни пользовалась официальным статусом поэтов. Этим женщинам было бы трудно понять, для чего понадобился Жорж Санд мужской псевдоним, который она была вынуждена взять, добиваясь "серьезного признания".
Из двадцати женщин trobaritz, которые писали на оригинальном lenga d"oc, у нас сохранились тексты восемнадцати. Вот несколько коротких отрывков, написанных с откровенностью, какой не найдёшь в поэзии трубадуров-мужчин.
"Элиас Кайрел, я хочу знать
правду о той любви, которая когда-то была у нас;
Поэтому скажи мне, пожалуйста, зачем ты отдал её другой?".[139]
Изабелла (род. в 1180 г.).
"Он так обидел меня,
что теперь и не знает, куда спрятаться;
нет, я не ошиблась, когда лишила его своей любви,
и я не унижусь ради него".[140]
Неизвестный автор.
"И всё же, в конце концов, потеряешь ты,
если у тебя не хватит храбрости доказать свою правоту,
и ты принесёшь нам обоим несчастье, если откажешься сделать это.
Ибо дама не осмеливается открыть свои подлинные желания,
опасаясь, что все сочтут это вульгарным".[141]
Гарсенда (род. в 1170 г., замужем за Альфонсом II из Прованса, после его смерти в 1209 г. стала регентом Прованса и занимала это положение до 1217 или 1220 г.).
К смущению некоторых учёных, кажется, имеется даже уникальный случай лесбийской любви, в которой объясняется неизвестной женщине женщина-трубадур Биерис де Романс.
"Молю тебя тем, что делает тебе честь,
не дари свою любовь лживому поклоннику.
Прелестная женщина, достойная возвышенной радости и благородной речи,
К тебе обращены мои стансы.
Потому что в тебе есть веселье и счастье,
и всё то, чего можно желать в женщине".
Биерис де Романс (первая половина XIII века).[142]
Новый пример уникального поклонения женскому архетипу появился в Центральный период Средних веков, который нас интересует. Потом, после XIII века, нам уже долго не найти этого свободного самовыражения женщин, характерного для trobairitz.
Исторически очевидно, что Чёрные Мадонны существовали до появления Куртуазной поэзии, тем не менее, чрезвычайно быстрое распространение их изваяний по всей Европе совпадает с ростом популярности этой литературы. Есть даже прямая связь: на духовном уровне, как было показано, в этой литературе явно присутствует влияние Sufi.[143] Одна традиция Sufi, чей расцвет совпал с бумом Чёрной Мадонны в Европе, называла Марию "Laila", что значит Ночь, и прославляла Её как самую высокую цель мистических поисков.[144] Это нашло идентичное отражение в воспевании трубадурами "Nоtre Dame de la Nuit", в прославлении Её как Мадонны Преобразования, как Королевы их духовных поисков.[145]
Поэтому можно не удивляться тому, что женщины были, вероятно, самыми выдающимися харизматическими личностями среди самых знаменитых мистиков и мистических авторов своего времени, например, такие как Хильдегард фон Бинген, Хераде фон Ландсберг, Марджери Кемп, Джулиан из Норвича, Катарина из Сиены, Катарина из Генуи, и многие другие.
Один немецкий учёный всё связал воедино: "Куртуазная литература, мистическая любовь к Чёрной мадонне, алхимия и влияние Sufi в его средневековой форме — всё это имело одну общую цель: внутренний опыт Hieros Gamos (священный брак) с андрогенными чертами, интеграция мужского и женского начал, приводящие к слиянию человеческого с божественным".[146]
Женщины в политике
Некоторые очень независимые женщины играли выдающуюся роль в политической и интеллектуальной жизни в Центральный период Средних веков. Ярким примером тому является Элеонора Аквитанская, жившая в XII веке. Она дважды была королевой, матерью двух королей, она с успехом противостояла Императору и Папе и управляла своими двумя королевствами, проявляя удивительную ловкость и сильную волю.[147] Именно из-за последнего качества она позже заслужила дурную репутацию у историков (мужчин). В своё же время она отнюдь не была исключением. Режин Перну[148] анализирует жизнь Адель де Блуа, королевы Анны, графини Матильды, Агнес де Пуату и Элиеноры из Кастилии, показывая, что все они были совершенно независимы и оказывали серьёзное влияние на политическую жизнь своего времени. Все они жили в промежутке между X и XIII веками.
Наконец, даже женщины-монахини сказали свое слово в политике. "В течение XI века аббатиса из Мобеж, на севере Франции, управляла не только своим монастырём, но примыкавшими к нему городом и всей территорией. У аббатисы Регенсбургской были свои депутаты в национальных ассамблеях. Аббатисы из Херфорда и Кведлибурга снаряжали воинские контингенты для армии Императора и имели своих представителей на собраниях Империи".[149]
Многие первоначальные монастырские общины были "двойными", т.е. имели под своей юрисдикцией один монастырь для монахинь, а другой — для монахов. Согласно проведённому исследованию пятидесяти таких "двойных" монастырей, все они находились под управлением женщины. Все подчинялись аббатисе, а не аббату![150] Такие "двойные" монастыри будут ликвидированы к концу XIII века.
Приданое невесты против "выкупа" жениха
Во многих обществах мира по-прежнему сохраняется обычай, когда при заключении брака родственники невесты выплачивают деньги или отдают какое-то имущество в качестве приданого или когда жених должен заплатить выкуп. Тацит отмечает в 98 г. н.э., что среди германских племён жених платил невесте, а не наоборот, как это практиковалось в Риме. Таким образом, прослеживая колебания маятника времени между традициями Рима и германскими традициями, можно найти некоторые количественные показатели отношения к женщине в обществе. И что интересно — германская система не только сохранилась в неприкосновенности в Центральный период Средневековья, но и повсеместно вытеснила традиции Рима, даже из Средиземноморской Европы, где они господствовали в течение многих веков. Арабский летописец Ибрагим Ибн-Якуб описал в 965 г. н.э. одну из традиций, типичных для варварской Европы. "Стоимость супружества так высока, что если человек имеет две или три дочери, то они для него — целое богатство; если же у него рождаются мальчики, это становится причиной его бедности". Аналогичные жалобы можно будет услышать снова в Европе в конце Средних веков (1300-1500), только женский и мужской пол при этом поменяются местами". [151]
К удовлетворению экономистов, возможно, это самые точные из всех имеющихся количественных оценок важных перемен, в том числе и смены женского архетипа, потому что X-XIII века отличаются определённой количественной переоценкой в денежном выражении стоимости девушек и женщин, по сравнению с предшествующим или последующим периодами.
Некоторые историки пытались объяснить чрезвычайно активную роль женщин в Центральный период Средних веков простой "нехваткой трудовых ресурсов" в городах. Но если это так, то к чему "синие понедельники"? И зачем, в таком случае, тратить столько времени на ваяние витиеватых скульптур, которые стоят в самых дальних и незаметных уголках таких гигантских сооружений, как соборы? Что ещё более удивляет, зачем строить соборы, рассчитанные на такое количество людей, которое в три-четыре раза превышает численность всего городского населения, зная при этом, что люди, начавшие это строительство, не увидят его завершения при жизни? Я убеждён, что за всем этим стоит нечто более важное, и пример с соборами, который я предлагаю рассмотреть далее, доказывает это.
Время соборов
"Это был величайший период строительства, невиданного никогда прежде по своему размаху, и просто перечисление имён и мест не передаст представления о мощи и качестве конечного продукта этого строительства" — таково заключение одного хорошо известного историка.[152] Очевидец XII века Пьер Франкастель справедливо утверждал, что "никогда прежде не наблюдалось столько больших строительных площадок одновременно".[153]
На самом деле, я считаю неожиданный расцвет соборов в Центральный период Средних веков самым веским, осязаемым доказательством того, что в то время происходило нечто экстраординарное, с точки зрения архетипов. Этот беспрецедентный строительный бум прекратился после 1300 г. так же неожиданно, как и начался тремя веками раньше. Я также убеждён, что большое значение имеет тот факт, что чуть ли не все из ещё трёхсот соборов, построенных в Европе в тот период, были посвящены Марии, и ни один — Иисусу Христу, хотя предполагалось, что это была его религия. В одной только Франции было построено в Её честь в Центральный период Средних веков более восьмидесяти соборов и двести пятьдесят церквей. Важно отметить, что к этому строительству, так же, как и к наименованию соборов, централизованная власть (церковная или какая-либо другая) не имела никакого отношения, вопреки устоявшемуся мнению. К тому же, по оценкам, 1 108 монастырей были построены или перестроены между 950 и 1050 годами. Строительство ещё трёхсот двадцати шести аббатств было завершено в течение Xi века и ещё семисот двух — в течение XII века.[154] В эти два столетия, в частности, строились аббатства размером чуть ли не с город, и это подтверждается примерами Клуни, Шарите-сюр-Луар, Турнусом, Кайеном и многими другими. По оценкам Жана Жимпеля, в эти три столетия миллионы тонн камня были добыты в одной только Франции — больше чем в Египте за всю его трёхтысячелетнюю историю (при том, что строительство одной только Великой пирамиды в Гизе потребовало 2,5 кубометров камня). По оценкам медиевиста Робера Делора, к 1300 году в Западной Европе было 350000 церквей, в том числе около 1000 соборов и несколько тысяч крупных аббатств. Всё население в то время оценивалось в 70 миллионов человек. В среднем одна христианская церковь приходилась на 200 жителей! В некоторых районах Венгрии и Италии это соотношение было еще больше: одна церковь на каждые сто жителей.[155]
Вопреки общепринятому в наши дни мнению, подавляющее большинство средневековых соборов не принадлежало ни церкви, ни знати.[156] "Божий дом был и народным домом. Каждый мог придти туда, в первую очередь для того, чтобы помолиться, но и для того, чтобы просто "поболтаться", поесть и даже поспать. Люди приходили туда со своими собаками; там происходили шумные обсуждения разнообразных проблем".[157] Собор был местом, где, помимо религиозных обрядов, проводили собрания всего городского населения и другие общественные мероприятия, требовавшие крыши над головой. Прямо у входа в одну из часовен даже лечили больных. То есть это было место, где официально лечили врачи — не случайно поэтому, что до 1454 года медицинский факультет официально помещался в Нотр-Дам Парижа.[158] Соборы принадлежали всем гражданам города, они же их и содержали. Церковь, конечно, находилась в более "привилегированном" положении, поскольку больше времени отводилось отправлению религиозных культов (ежедневная утренняя месса и целый день во время частых религиозных праздников), у неё было и "привилегированное место" (место хора у алтаря). Но она была точно лишь одним из многих действующих лиц. Специальное учреждение, ведавшее финансами собора, представляло собой независимую организацию под вполне многозначительным названием "l"Ouvre de Notre Dame" ("Дело Нашей Госпожи")[159]. Это учреждение было ответственно и за сбор средств, и за оплату труда сменявших одна другую рабочих бригад, строивших собор, а затем поддерживающих его в порядке (см. вставку).
Каждая гильдия, которая оплачивала расходы, связанные с содержанием часовни, полностью распоряжалась ею. Местная знать и/или члены королевской семьи делали пожертвования в виде, например, эффектного окна-розетки или раки для мощей местного святого.[160] То есть они "украшали торт вишенкой". Но за сам "торт" платили простые граждане и торговцы, и собор принадлежал городу и его гражданам. Например, в Данциге гильдия носильщиков внесла свой вклад и в строительство известной церкви Марин, оплатив собственное окно — одно из красивейших. В Шартрезе можно увидеть окно из цветного стекла с изображением торговцев мануфактурой, занятых работой, скорняки же оплатили другое окно. В Амьене единственным крупнейшим донором был красильщик.

И:

Откат к патриархату начался примерно в конце XIII века и продолжался на протяжении почти шести веков, а со временем это движение назад стало даже более интенсивным, как видно из примера с урезанными правами женщин на труд и на свободу. До середины XX века большинство женщин на Западе не имели даже права открыть собственный банковский счёт "без согласия супруга", ситуация, которую Элеонора Аквитанская нашла бы смехотворной и немыслимой.
Ниже будут показаны коллективные эмоциональные последствия этого отката назад, к подавлению женщины, а пока обсудим материальные аспекты.
Воздействие на население
Одним из самых фундаментальных последствий массивного отката общества является изменение возможностей физически прокормить и содержать собственное население.
Мы не располагаем данными переписи средневекового населения по всей Европе, а те, которые имеются по отдельным странам, не всегда достоверны. Однако между 1 000 и 1 300 годами численность населения в целом, по оценкам, достигла беспрецедентного роста, увеличившись вдвое.[169] Явный рост численности населения, особенно в период между 1150 и 1300 годами, подтверждает калейдоскоп экономических данных, собранных ранее. Тем более явно сокращение населения в период между 1300 и 1350 годами. Фактически только к 1700 году население Англии восстановило свою численность и достигло уровня 1300 года!
Но главное, что первая эпидемия чумы в Англии случилась в 1347 году! Это была новая болезнь, опустошившая страну и периодически поражавшая население и позже. Но, однако, население начало сокращаться уже за два поколения до этой даты!
Специалист по Средневековью Фуркен отмечает: "К концу XIII и началу XIV веков периодически и повсеместно страну охватывает голод. Голод и эпидемии — причём первый часто приводит к последнему — случались редко и носили локализованный характер после 1000 года. Такое положение изменилось после 1300 года".[170] Историк Лука полагает, что голод охватил Европу впервые в 1315-1316 годах, и тогда, по его оценкам, вымерло 10 % всего населения. Повсюду наблюдались картины, когда люди ели кошек, крыс, рептилий, помёт животных, и был распространён даже каннибализм.[171]
В лондонском Сити цены на зерно резко подскочили в 1308-1309 годах. Лондонские хроники сообщают в 1316 году: "В этом году была большая нехватка зерна и другой провизии, потому что бушель пшеницы стоил пять шиллингов. Из-за голода люди ели кошек, лошадей и собак... Некоторые крали детей и ели их".[172]
Специалист по этому периоду Барбара Харви более подробно описывает последовательность событий: "Экономический упадок после 1300 г. измерялся падением доходов с недвижимости и ценностей, сокращением пахотных земель и численности городского населения, падением спроса на промышленные изделия. Поскольку сокращалась экономика, начала падать и общая численность населения. Но сокращение населения поначалу происходило медленнее, чем свёртывание экономики, вследствие чего понизился уровень жизни, уменьшился доход на душу населения".[173] Эта цитата первых страниц книги с многозначительным названием "Перед чёрной смертью" выводит исследования того периода на современный уровень и опровергает прежнюю идею, что Чёрная Смерть была причиной упадка. Наоборот, чума оказывается следствием экономического упадка, начавшегося за 50 лет до неё.
Эти открытия указывают на масштабное свёртывание экономики, начиная с 1300 года. Оно было настолько существенным, что снова распространился голод, особенно в 1320 и 1340 годах, сильно ослабив всё население. Спустя два поколения это подготовило почву для эпидемии смертельной болезни, которая вынесла окончательный смертельный приговор "хорошим векам".
Большинство историков просто отмечает "хороший период" как странное исключение: "Снизились ли продолжительность и качество жизни до того опасного уровня, какой наблюдался при Каролингах?.. В любом случае, два с половиной — три столетия (в зависимости от региона) оказались лишь передышкой между двумя периодами, в течение которых жизнь была непродолжительной, а питание скудным".[174]
Можно предвидеть, что между специалистами начнутся серьёзные дебаты на тему о причинах этого необычайного экономического упадка, предшествовавшего эпидемии чумы. В числе самых главных причин можно назвать изменения климата, истощение земли и перенаселение.
Но хотя эти факторы, возможно, на самом деле сыграли свою роль, мне бы хотелось добавить ещё один ключевой фактор, который, по-видимому, обычно упускают, — значительные изменения в монетарной системе, предшествовавшие экономическому упадку и сопровождавшие его. Беспрецедентные масштабы и широкое распространение процесса падения финансовых домов в начале XIV века — это действительно открытие. Источник наиболее точных данных — это итальянские финансовые дома (compagnias), которые также были тогда самыми современными и успешными банковскими системами, действовавшими во всей Европе. "В начале 1330-х годов compagnias во Флоренции рухнули как карточные домики — один за другим: Аччиаоли, Бонаккорси, Антелези, Корсини, да Удзано, Перендоли; короче говоря, вся Gotha флорентийского мира оказалась на скамье подсудимых по делу о банкротстве. После попытки восстановить не поддающееся восстановлению потерпели крах и два гиганта: Перуджи в 1343 г. и Барди в 1346... Всё это привело к существенному сокращению кредитов и таким образом затронуло все области экономики поочередно".[175] Заметим: этот финансовый крах также произошел до эпидемии чумы.
Итак, чем отличалась финансовая система наступившего с начала XIV века периода? Говоря коротко, произошёл отказ от двойной монетарной системы Центрального Средневековья. Одновременно с деньгами высокой коммерческой стоимости для зарубежной торговли, которые не облагались налогами, и которые можно было копить впрок, повсюду применялись местные деньги, подлежавшие взысканию демереджа, платы за простой. Вот вместо этой двойной системы начала утверждаться иная, единой централизованная монетарная система.
Старая денежная система демерреджа пала по трём причинам одного порядка:
1. Злоупотребление системой демереджа.
2. Усиление централизованного управления монетарной системой, имевшее два результата:
- становилось непрактичным получать доход от демерреджа путём перечеканки;
- всегда, когда происходила монетарная "ошибка", как, например, в случае с понижением стоимости денег (при Филиппе IV во Франции после 1298), это оказывало влияние и на другие области экономики.
3. Королевская власть над денежной системой была установлена силой и позже, после изобретения пороха, утвердилась окончательно.
В сочетании с другими факторами, упомянутыми выше, эта новая ситуация привела к экономическому упадку, вследствие которого эпидемия чумы приняла бедственные масштабы. Вымерло от трети до половины европейского населения. Каждое из этих положений будет рассмотрено ниже.
Злоупотребление системой демерреджа
Не удивительно, что некоторые из сеньоров с жадностью накинулись на деньги от дохода, извлекаемого от перечеканки. Один из первых примеров такой чрезмерной жадности имел место в Англии, когда Гарольд I заново перечеканил монеты в 1038 г, всего через три года после того, как это сделал Кнут, а Гартакнут повторил это в 1040 г, двумя годами позже.[176] И дворянство, и население в целом отреагировали на происходящее таким образом, что английские короли были вынуждены притормозить этот процесс и соблюдать отныне более разумные интервалы перечеканки.
Процедура перечеканки сохранялась дольше в Германии и Восточной Европе. Но даже там к XIV веку стали происходить злоупотребления системой брактеатов. Архиепископ Викманн из Магдебурга дважды в год отменял деньги в своем поместье. Были и ещё более крутые крайности. Например, герцог Саксонский Иоганн II перечеканивал деньги 86 раз за период своего восемнадцатилетнего правления с 1350 по 1368 годы. Один из правителей Польши менял монеты по четыре раза в год!
Централизованная власть
К концу XIII века Французское королевство так расширилось территориально, что стало непрактичным часто перечеканивать деньги. Отметим, что здесь обнаруживается механическая связь между укреплением централизованной власти Ян и исчезновением денежной системы Инь. Чем сильнее король, чем крупнее королевство, тем менее практичным становится сохранение системы демерреджа. Одновременно возрастает политическая необходимость в подавлении женщин. Чем сильнее патриархальный импульс, тем более необходимо дать почувствовать мужчине, что он " король в собственном доме".
Заметим также, что королевская чеканка вошла в обиход задолго до этого, но она не пользовалась монополией. В период Центрального Средневековья крестьяне редко видели "дальние деньги" или вообще никогда ими не пользовались — сарацинским или итальянским золотом или королевскими монетами, которые можно было обменивать на предметы роскоши на международных торговых ярмарках. Всегда, когда действовали деньги демерреджа, типа брактеатов, их использовали для местного обмена на какие-либо товары по выбору, в то время как золотые или серебряные монеты высокой стоимости обычно сохраняли в виде сбережений[177] или тратили на торговлю с дальними странами. Поэтому все средневековые клады сокровищ обычно содержали исключительно или преимущественно эти золотые и серебряные монеты высокой стоимости, которые не были связаны с демерреджем.[178]
Обесценение денег как антитеза демерреджу
Обесценение денег — это процесс, посредством которого содержание драгоценного металла в монете существенно уменьшается. Это позволяет тому, кто выпускает деньги в обращение, изготовить больше монет из каждой марки или фунта драгоценного металла. Следовательно, можно заплатить дороже — в расчете на одну марку или один фунт — за драгоценный металл, принесенный на монетный двор, включая старые монеты, которые уже находятся в обращении. Вот почему подданным, имевшим драгоценные металлы или старые деньги, могло показаться выгодным принести их на монетный двор для перечеканки. Конечно, эта иллюзия была непродолжительной, и вскоре наступила инфляция. Подобное обесценение денег — это катастрофа для тех, кто живет на фиксированный доход, например для землевладельцев с их долгосрочной рентой. Но преимущество понижения стоимости денег состоит в том, что поначалу оно не заметно. Инфляция, являющаяся его следствием, — это на самом деле налог, но "скрытый налог", который вовсе и не кажется налогом.
В отличие от обесценения денег, демерредж — при правильном применении его — не меняет стоимость денежной единицы. Однако серьёзный недостаток демерреджа состоит в том, что его легко спутать с налогом.
"Хороший" монетарный период завершился сначала во Франции, когда король Филип IV прибег к обесценению денег вместо демерреджа с целью безотлагательного удовлетворения своих потребностей.
В конкретном случае с Филиппом IV Французским можно реконструировать этот процесс с точностью. Годовой бюджет 1296 года, закончившийся в День всех Святых показал, что Филипп IV получил 101 000 парижских ливров от своего монетного двора, по сравнению с общим доходом в 550 974 ливров. В 1298-1299 годах монетные дворы принесли 1 200 000 ливров за минусом 800 000 ливров из всех остальных источников. Прибыль монетного двора, полученная в результате понижения стоимости денег, резко увеличилась, составив бoльшую часть доходов Филиппа.
Понижение стоимости — это отличный от демерреджа способ делать деньги из их выпуска в обращение. Это, безусловно, не новый способ; к нему уже прибегали шумеры, китайцы и римляне. Поскольку понижение стоимости денег происходит не так заметно, как взимание налогов, то ему труднее сопротивляться. Но понижение стоимости денег предполагает инфляцию, то есть падение стоимости самих денег, а валюты с демерреджем — нет.
Постепенное разрушение всех национальных валют из-за инфляции на протяжении ХХ века показывает, что по-прежнему существуют те же соблазны. Даже немецкая марка, "лучшая" национальная монетарная система в послевоенном мире, за последние 25 лет своего существования пережила уменьшение стоимости наполовину из-за инфляции.
Такова была монетарная часть в процессе "остановки музыки" в период первого Ренессанса в Европе.

0

18

так что про кости?

вроде картина наоборот

Обозреватель так комментирует эти сведения: "Кости, вынутые из могил людей, похороненных в Англии в 1000 году н.э., говорят о сильном и здоровом народе — англосаксы занимали большую часть Британских островов после ухода римлян. Девять из десяти жили в зелёной, не отравленной местности на простой диете, выращивая сильные органы тела и здоровые зубы". (Позже стало хуже: археологи, изучавшие XIV-XV века, говорят нездоровой хрупкости скелетных останков.[75])

14 15 век это ренесанс - плохие кости
ТЁМНЫЕ страшные неженственные 10 11 века кости хорошие

0

19

РейРо

"Тёмные" - это потому что культура была на высоте? ;)

Я тебе специально ниже привела сравнительный анализ матриархата и патриархата. чтоб не выпендривался - сам посмотри :D ))))

Ренессанс для людей создан людьми?

Вероятно, самым замечательным из всех этих великих новшеств было то, что от них существенно выиграли маленькие люди. Оценка уровня жизни простого работника — это нелёгкая задача. Опять же, рядом с ним не было статистика, который мог бы нам помочь. К тому же почти все имеющиеся у нас письменные источники рассказывают о пирах и занятиях сеньоров, королей церкви, которые нанимали практически всех летописцев того времени.

Тем не менее, источники, которыми мы располагаем, красноречивы. Например, Иоганн Бутцбах записывает в своей хронике: "Простые люди редко имели на обед и ужин менее четырёх блюд. Они ели каши и мясо, яйца, сыр и молоко и на завтрак, и в десять утра, а в четыре дня у них опять была лёгкая закуска.

0

20

И, наконец, о сексе:

Что нормально? Что естественно для души и тела или что общепринято. Стремиться нужно к тому, что естественно и здорово, а не к тому, что общепринято.

Сексуальность можно перенести в иные миры, то есть, научиться испытывать те же эмоции в других мирах.

Сексуальность дает возможность тобой манипулировать (вдевалово). Понимание этого приводит к идее отказа от сексуальности - к психологической самокастрации. Физическая кастрация не приводит к потере сексуальности. То есть, дело не в гормонах. Психологическая кастрация может ее совершенно отключить, если проводится настойчиво из года в год. Впрочем, из бессознательного сексуальность всё равно будет управлять, что может привести к той энергетической сниженности, которая считается нормой, к неврозам и к одной из типичнейших форм шизофрении (когда с женщинами телепатически общаются великие люди и обещают земные встречи и земную любовь).

Несвободный человек никогда не посмеет показать свою сексуальность. Господствующие классы обычно запрещают другим классам проявлять свою сексуальность. Раскрепощение сексуальности - один из шагов к духовному раскрепощению и обретению внутренней свободы.

Перечитай повнимательней последний абзац - так за что ты там ратуешь?  :music: Хи-хи ^^ )

0

21

Материалы, которые были использованы в сравнительном анализе и информационном блоге, были взяты из глав книги Бернара ЛИЕТАРА (Бельгия) "Душа денег" - друг и соратник профессора Гроффа, а так же преподаватель кафедр ни одного европейского Университета, идеолог и активный консультант денежной реформы, связанной с созданием отдельной европейской валюты, иньского направления - ЕВРО :glasses: ... ^^  :rain: )

0

22

во первых вы ушли от темы костей

во вторых наличие куртуазной литературы не свидетельсвует о процветании культуры))
по сравнению с античностью это тёмные века (если брать европу)

во вторых вы

несвободный человек никогда не посмеет показать свою сексуальность. Господствующие классы обычно запрещают другим классам проявлять свою сексуальность. Раскрепощение сексуальности - один из шагов к духовному раскрепощению и обретению внутренней свободы

наоборот рабы всегда были голые))))

это приём господ нового поколения навешивать идеалогия распущености, чтобы рабы раздевались добровольно

вы профанируете и исторические факты и духовные какие то знания поверхностные которые услышали

настоящяя свобода не идти на поводу инстиктов и навязанной распущенности) а уметь ограничивать свою животную природу

С другой стороны, неудивительно, что именно она (сексуальная сфера) подвергается самому беспощадному осквернению порочным, бездуховным поколением. Если допустить в священную зону интимности необузданное животное, если удалить из этого хрупкого заповедника глубину чувств и возвышенную правду, если разрушить неповторимую деликатность и скромность, присущие этой сфере, то в мире плоти не останется ничего духовного, и мы не сможем приблизить физический мир к Истине.

Тора выдвигает эту тему на первый план в рассказе о жизни и личности Йосефа, любимого сына праотца Яакова. В более глубоком смысле Йосеф олицетворяет качество "йесод", "основы", где формируется союз между мужчиной и женщиной. Йосефа традиционно называют Йосефом-праведником, Йосеф-а-цадик. Слово "цадик" указывает, в первую очередь, на стремление делать именно то, что требуется, без малейших отклонений и поблажек. Проявив нечеловеческую выдержку, Йосеф решительно отверг ухаживания жены своего хозяина. Несмотря на молодость, он сумел подавить в себе по существу непреодолимое влечение, выдержал испытание, которому в течение длительного времени подвергала его искусительница. Йосеф символизирует абсолютное владение чувственными побуждениями в отношениях между мужчиной и женщиной, абсолютное подчинение этой энергии истинному предназначению, без всяких уступок своему естественному желанию.

В определенном смысле Йосеф является одним из праотцев еврейского народа. В отличие от других сыновей Яакова, каждый из которых стал основателем колена, Йосеф представлен сразу двумя коленами — их возглавили его сыновья Эфраим и Менаше. Поэтому Йосеф — это, скорее, отец, чем сын. Отцовство выражает его главную суть. Отцовство Йосефа абсолютно лояльно. Его отцовская энергия внутри еврейского народа направлена исключительно туда, где она уместна. Она категорически отвергает соблазн недозволенного применения его мужского начала. Эти две сопряженные грани духовной сущности Йосефа представлены в его сыновьях: имя Эфраим соотносится с корнем "плод", он — чистый плод, выросший на чистом дереве; "Менаше" означает держаться на расстоянии, избегать, в данном случае, всего непристойного и нечистого.

Отец Йосеф привил своим детям и всему еврейскому народу умение владеть собой. Благодаря этому в высшей степени жесткому самоконтролю, говорят наши мудрецы, евреи унаследовали способность преодолевать такого рода соблазны. Все долгие годы египетского рабства евреи сохраняли свою моральную чистоту. Они не запятнали себя развратом, который был нормой в поведении египтян, и оставались нравственно чистыми, несмотря на рабство и унижения, несмотря на то, что они еще не получили Тору. Отвращение к половой распущенности закрепилось в еврейских генах на все последующие тысячелетия.

0


Вы здесь » проСВЕТление » Гостиная » Маска вселенной