«Вы хотите утвердить,
что истинна только философия Адвайты. Она, несомненно, истинна, но не
закончена. Все философии опираются на одну истину, потому что истина
безгранична и неописуема только одним языком. Истинная, законченная философия
должна охватывать полное целое. А в полном целом есть и двойственность
и недвойственность одновременно. …»
РейРо, может так случиться, что то, что говорят сегодня об Адвайте, и то, что она собой представляла изначально, являются различными вещами ...
Буквально месяц назад сделал запись в своем дневнике, фрагмент которой привожу ниже.
……..
Всякий раз, когда я, так или иначе, сталкивался с Адвайтой, то мной всегда овладевало какое-то невыразимое, но вместе с тем и вполне ясное ощущение некой особенной основательности, фундаментальности, совершенства и глубины, таящихся в ней. Однако, когда я пытался понять смысл того, о чем говорят учителя Адвайты, я всегда ловил себя на ощущении того, что это все не-то …
То скрытое и неявное ощущение предельной цельности Адвайты, которое я испытывал интуитивно, никак не гармонировало и не стыковалось с тем, что говорили учителя этой самой Адвайты. В конце концов, я смирился с таким своим восприятием Адвайты, решив для себя, что, возможно, я это учение просто не понимаю должным образом или же понимаю, но как-то по-своему.
Так или иначе, но у учителей Адвайты я сумел рассмотреть более неясностей и туманностей, чем само учение.
В общем, Адвайта в моем представлении каким-то образом заняла место, подобное прекрасному мифу, в котором, несомненно, что-то ценное содержится.
И вот сегодня, благодаря какому-то удивительному стечению обстоятельств, я обратил свое внимание на само название учения Адвайты, - «Не-двойственность». И буквально сразу же в глаза бросилась одна вещь, показавшаяся мне довольно странной.
Дело в том, что когда приверженцы или последователи Адвайты пытаются как-то раскрыть (донести) смысл этого самого основополагающего понятия «Не-двойственности», то они переходят к оперированию несколько другими понятиями, такими как Единое, Одно, То, Абсолют, Всё и т.п. При этом, как-то незаметно и автоматически полагается что «Не-двойственность» если и не тождественна им, то, по крайней мере, - подобна.
Казалось бы, ну и назвали бы тогда свое учение каким-нибудь одним из этих более конкретных и ясных имен … Так нет же, прародителю этого учения нужно было обязательно назвать свое детище именем, содержащим в самом себе отрицание, в виде частицы «Не». А ведь, эта отрицающая частица, уже сама по себе, совершенно четко и ясно указывает на неизбежное существование другого, противоположного элемента (аспекта или тезиса), образующего в совокупности с первой двойственность!
Иначе сказать, любой образ или понятие, вместе с именем которого используется отрицающая частица, неизбежно представляет собой одну из двух неотъемлемых противоположностей (антитезис и тезис), образующих собой двойственность.
Таким образом, получается удивительная и совершенно невероятная вещь, - само название учения Адвайты, - «Не-двойственность», с одной стороны, указывает на существование некой «Не-двойственности» как бы в абсолютном смысле, но, с другой стороны, явно и намеренно использует для раскрытия её смысла ничто иное, как изначальную (или предельную) двойственность, образуемую такими противоположностями, как «не-двойственность» и «двойственность».
Чтобы не потерять ясность в чрезмерном употреблении слова «двойственность», в качестве её противоположностей можно использовать такие понятия, как:
- Единое и Множество;
- Одно и Два;
- Единство и Двойственность;
- Монада и Диада.
Сегодня мне кажется, более или менее, ясным, что основополагающая суть учения Адвайты пребывает вовсе не в самом буквальном понятии «Не-двойственности», в его абсолютном смысле, поскольку «не-двойственность» уже неизбежно предполагает свою закономерную противоположность в виде всем известной «двойственности», которые вместе, в конечном итоге, и образуют собой ту самую двойственность, за пределы которой многие и пытаются сегодня вырваться.
Более того, понятия «двойственности» и «не-двойственности», в таком контексте как бы замыкаются друг на друга, образуя собой Круг (Предельный Круг Двойственности), когда любое устремление (выбор) к «не-двойственности» (или «двойственности»), неизбежно обращает обратно к «двойственности»!
Надо отдать должное древним индийским мудрецам - прародителям Адвайты, поскольку более тонкого, многогранного и глубокого названия для этого учения, вряд ли было вообще возможно подобрать. Ведь такой двойной смысл понятия «Не-двойственности», присутствующий в самом названии учения, не только непосредственно указывает на проблему невозможности своеобразного линейного выхода за пределы всякой Двойственности, путем осуществления простого выбора и сосредоточения внимания исключительно на «Не-двойственности», самой по себе как таковой, но и самим своим очевидным и ясным демонстративным проявлением этой проблемы, буквально указывает на единственно возможный путь её решения …
И этот путь, удивительный и таинственный путь к «Не-двойственности» заключается в постижении (переживании осознания) того, что «не-двойственность» и «двойственность» есть одно и то же, т.е. – они тождественны. Но они тождественны не так, что по отдельности являются равными друг другу, а что они есть именно одно и то же!
Иначе сказать, Единое и Двойственное – это одно и то же, представляющее собой изначальное Тождество!
…………
Если кого-то заинтересовало подобное видение и мысли, то могу выслать по указанному вами адресу эту запись полностью. Здесь разместить не могу, поскольку объем достаточно велик для формата форума, и, кроме того, там я использовал графические образы для некоторых пояснений …