Творчество наше ... исконное....
Сообщений 1 страница 22 из 22
Поделиться72007-09-26 00:05:01
Это из кедра
Поделиться112007-09-26 00:44:56
А это выступление в костюмах...правда ночью...
Поделиться192009-11-22 06:36:33
Сергей Алексеев "Слово"
- Оставь на расплод, человече, - советовал старец Петр Лаврентьев. - Даже
Бог после Потопа разрешил Ною взять каждой твари по паре.
- Всех под корень! - горячился Никита. - Это страшные твари! Всех!..
- У этих тварей психология нищих - наследственная, - горячился Никита. -
Они опаснее волков, коварнее шакалов! Выведу эту породу! Под корень! Чтобы
не распространялась зараза и не поганила собачий род.
- Наивный ты, человече, - храня спокойствие, не соглашался старец Петр. -
Любая животина, что возле человека живет, не дикая, а очень даже разумная. И
характер-то свой, и поведение от людей перенимает. Откуда же еще? Не зря
сказывают: каков хозяин, такова и собака... Побьешь этих-другие останутся.
Пока есть на земле нищие люди - и собачки нищенствовать будут. Собак пулею,
а людей чем?
- По-твоему, все зло - в человеке? - спорил Никита. - Хорошо, теперь
после революции нищих не будет. Люди станут есть досыта, учиться будут,
заниматься наукой, искусством. И зло исчезнет?!
- Зло не исчезнет, зло, оно в самом существе человеческом, - вещал старец
Петр. - Во всех делах и помыслах его. Вроде добро вершат, жизни на это
кладут, ан, глядишь, все злом оборачивается! Так-то, человече... Собачки -
они что, они хоть мертвого грызли, а люди-то живьем друг друга. Над
упокойником слезы проливают, в часовенке отпевают, будто о душе его пекутся.
А живого без молитвы едят, да еще с речами, мол, возлюби ближнего своего!..
Коли б люди не нищенствовали, и животные б характер имели, гордость.
- Если каждого по отдельности взять - зла в людях нет, - рассуждал
старец. - И твой истязатель и мучитель, что на дыбу тебя вешал, человек
добрый. Мы с ним душа в душу говорили, хоть он и револьвер наставлял, и
убить грозился... А сойдутся люди, тогда и рождается в них зло. Один
маленькое зло сотворит - другие эхом откликнутся. Потому я каждого человека
по отдельности люблю... Вот сей отрок Илья, как один остался, так
благодетель, и только. А когда они втроем ко мне пришли - он мне в бок
ружьем ширнул. И теперь еще, нагибаться стану - болит...
А жизнь у старца, по существу, была короткой. В студенчестве он вступил в
инициативное общество атеистов, отверг веру, Бога и стал проповедовать волю
духа, свободу личности и безбожие. По решению Святейшего синода его
пожизненно заточили в Северьянову обитель. Тридцать лет держали на цепи в
тех самых катакомбах, где побывал Никита Гудошников в первый день, затем еще
сорок - в земляной тюрьме... Жизнь прошла, как один день: был свет, потом
тьма, ночь.
- Религия учит людей нищенству, вот в ней и зло держится, - рассказывал
старец. - Человек от рождения до смерти перед Богом на коленях стоит и
просит, и милости ждет... А случись получить ему чин и власть - сам себя
Богом мнит. Чем выше звание - тем безбожнее человек. Иные от этого покой
теряют, коли рядом человек с верою в душе окажется. Христианство на том и
держится, что с еретичеством сражается, на костры сажает, на дыбу вешает...
Чем выше сан, тем безбожнее... Игумен северьяновский спускался ко мне под
землю и самолично посохом бил, раз в неделю. Думаю, ладно, этот человек
злой. Умрет он, придет другой, и бить меня перестанут. АН нет, поставили
другого игумена, так этот другой два раза в неделю бить меня стал... Вот
этим самым посохом! - он поднял посох и потряс им в воздухе. - И так я семь
игуменов пережил. Седьмой не поленился, каждый день бить меня приходил...
Спросит, верую ли я в Бога, и бьет...
- А собачек ты не бей, - наказывал старец Петр. - Гляжу я на животин, что
на острове есть, наблюдаю - вижу, полная гармония наступила. Так-то они
миллион лет проживут и не исчезнут. Собаки пожирают крыс, причем одна -
многих; крысы пожирают собак, многие - одну. Друг другом кормятся и живут. А
ты, человече, вмешаться хочешь, революцию совершить. А революция здесь и не
нужна вовсе. Изведешь собачек - нас крысы есть станут, людей. Размножится их
видимо-невидимо...
Никита не спорил с ним, считая это бредом затухающего сознания старца. Но
весной неожиданно убедился в его провидении; крысы начали размножаться с
невероятной быстротой. Они лезли в сарай, грызли воняющие тухлой рыбой
бочки, в которых лежали приготовленные к вывозу книги; ничуть не боясь
людей, они стаями передвигались по острову и жрали все подряд. И не было с
ними никакого сладу. В заповеди старца Никита вдруг увидел великий смысл
существования зла. Истребив бродячих, нищих собак, уничтожив зло, с которым
еще можно было мириться, он дал возможность распространиться злу более
жестокому и низкому, которое несло угрозу жизни людей. На острове, как в
лаборатории, это было видно с ужасающей явственностью. Пока несовершенен
человек, думал Никита, ему придется терпеть и сосуществовать со злом, чтобы
не допустить другого, более дикого.
Поделиться202009-11-22 07:41:49
Сергей Алексеев "Слово"
Встрепенулись отроки, прижались друг к другу. Неподалеку от них на
пенечке - старичок с палочкой. Борода длинная, белая, на плече лежит, а
личико маленькое - с ладошку. Едва лишь увидели лешего, как тот встал с
пенечка и к беглецам подошел. Вавилку по голове погладил, Кузьку с Ивашкой
за чуприны потрепал. Ивашка перекрестился и спрашивает:
- Кто ты? Леший?
- Видно, леший, коли в лесу живу, - печально сказал старичок. - Нынче
леших по лесам - видимо-невидимо... А вы, книжники, куда же путь держите?
- От татарской неволи бежим, - промолвил Ивашка. - Из Пронска-города.
- А у меня яичко разбилось, - сказал Вавила и заплакал.
Обнял старец Вавилу, прикрыл его полой армяка.
- Из-за чего спор-то промеж вас вышел?
- Да вот, князь Олег с нами книги послал, а одна книга не читается, -
сказал Ивашка. - А он смеется, сказывает, читать не умею.
Взял старичок харатьи, пошевелил губами, вроде читает. Вавилка успокоился
и заскучал. Филина на дереве увидел - сидит тот и глазами лупает, на людей
смотрит. Коршун в поднебесье кружит, и так высоко, что на крестик похож. Но
мало-помалу прислушался Вавилка к словам старца, и что за чудо! Вдруг почуял
отрок, как начал он расти, подниматься от земли все выше и выше. Глядь, а уж
вровень с лесом! Руку протянул - филина за хвост потрепал. Да вот уж и филин
внизу остался! Вровень с самыми высокими деревьями отрок стал, одним шагом
реку перешагнул, одной рукой сосну из земли вырвал. А слова-то старца только
силу еще набирают. Немного погодя чует Вавила-лес-то под ногами ровно
быльник в поле, а коршун уже возле груди кружит. Огляделся отрок-великан -
земля кругом до Волги видна, а все еще ширится, ширится! Вот уж и облака в
бровях Вавилиных путаются, смотреть мешают. Провел он рукой впереди себя,
смел в сторону тучи - край моря увидел, горы, леса и Дикое поле .
Разом всю землю Русскую охватил.
Поделиться212009-11-22 17:23:57
Сергей Алексеев "Слово"
Сквозь рванье снежных туч пробивалось солнце, и остатки золоченой меди
вдруг разгорелись светом ярким и божественным. В ясную погоду эти купола,
наверное, были видны за десяток верст, и тысячи людей, заметив их издали,
повернувшись к ним, крестились и кланялись. Красота горящих маковок, ажурная
вязь крестов на них, стройность и величие храма должны были вселять в души
народа непоколебимость и святость веры.
Входящий в храм мог одним взглядом лицезреть мироздание: от рождения до
смерти, от непорочности до греха, от рая до ада. Все в этом храме - от
массивного фундамента и до невесомого креста на куполе-тянулось к небу, к
лучезарному свету, и следом должно было увлекать за собой дела и помыслы
человеческие. И молящийся, стоя на коленях посреди мироздания, поднимал лицо
и простирал руки, просил и благодарил, плакал и смеялся, обращаясь к небу, к
золотым куполам, к светлым ликам икон, обложенных тоже золотом. Он мог
видеть только блеск и слушать благоговейное пение, летящее сверху. И,
ослепший, оглохший, он забывал, что стоит все-таки на земле и землею живет,
забывал, что храм, обретший форму и образ мироздания, - творение рук
человеческих.
Он забывал, что храм тоже стоит на земле, что его фундамент проникает в
твердь. А там, в глубине, есть подземелье с ржавыми цепями, есть осклизлые
стены, гадкие рыжие крысы, вонь и чернота вечной ночи. У стройного
величественного храма, а значит, и у христианского мироздания, было
зеркальное отражение в черном подземном зеркале, созданное тоже для
человека...
Так размышлял Гудошников, наплутавшись и выбравшись наконец из тюремных
катакомб.
Человек, как к свету, всегда тянулся к красоте. Он творил ее своими
руками и сам же восхищался ею. Религией была красота. И только красота могла
быть Божественной!
Гудошников плотнее прикрыл дверь в стене, подпер ее обломком рамы. Теперь
ясно, почему спасские жители не ходят в монастырь. Вчерашнюю еще красоту
храма и его благолепие оживляло присутствие людей. Находиться здесь одному
невозможно: слишком ярок контраст между тьмой и светом, между красотой и
уродством! К людям!
Поделиться222009-11-22 20:58:13
Сергей Алексеев "Слово"
- А помнишь, как начинается "Слово"?
- "Не пристало ли нам, братья, начать старыми словесами печальные повести
о походе Игоревом..."
- Стой! Хватит! - Гудошников пристукнул кулаком. - Старыми словесами...
Старыми! Если автор предлагает начать повесть старыми словесами, значит,
были и новые, так?
- Да, по логике так.
- Ну вот, отсюда и надо плясать, от этой печки... В то время еще
существовала литературная традиция, эти старые словеса. И манера своя была,
и стиль, и образы... Автор "Слова" был продолжателем этих традиций,
приверженцем их. Потому он и Бояна вспоминает с первых строк и о старых
словесах упоминает. Он был не одинок, он только отъединил свое произведение
от других, сам, умышленно. И будто бы вызов бросил новым словесам. Он
отделил "Слово" в самом его начале, чтобы не путали его с новой,
традицией... Потому оно до сих пор и выделяется среди всех остальных! Потому
мы сейчас и удивляемся и не можем его в один ряд со всеми поставить. А его и
не нужно ставить. - Гудошников, забыв о чае, достал из мешочка траву и стал
мять ее в руках. Пестрая труха медленно осыпалась на пол. - "Слово", оно,
как последний солнечный луч перед закатом: посветило и ушло за горизонт. Его
нужно рассматривать отдельно, и слышать надо отзвук дохристианской
литературы! Это же целая эпоха! Эпоха!.. А мы от чего меряем древнерусскую
литературу? А иногда и культуру вообще? Да от христианства же! - Он рассыпал
остатки трав, отряхнул руки. - Давай чай пить!
Несколько минут они сидели молча, занятые чаем. Сердито посапывал чайник
на плитке, пахло полем, покосом.
- Ты заметила: в "Слове" о Боге и не поминается. Что есть в конце, так
это уже более поздняя доработка, приписка... Ум и чувства автора "Слова" еще
не были засорены христианской культурой. Он от нее умышленно отгораживался.
Потому мы сейчас и восхищаемся!.. Нам радоваться надо, что "Слово" дошло до
нас почти без христианской редакции. А вот "Повести временных лет" не
повезло: ее, пожалуй, сорок раз редактировали... Боян-то - кто? Язычник,
внук Белеса... - Гудошников перевел дух, взглянул на собеседницу:
- Ну, что молчишь?
- Я слушаю, - прошептала Таня. - Нам на лекциях говорили, что
христианство послужило толчком к развитию литературы на Руси... И
письменности...
- Я с этим согласен: послужило... Но мы привыкли учитывать лишь то, что
послужило, а что взято и уничтожено - никто не считал и не считает.
Христианство увело развитие древнерусской литературы по другому руслу, по
тому, которое было выгодно религии. И не случайно много литературных
памятников эпохи христианства сохранилось. Вера-то книжная, книги береглись.
И наоборот, еретические сочинения уничтожались. Народ слишком вольный был,
непокорный. Почему нас "Слово" притягивает, завораживает? А человек в
"Слове" - вольный! Сильный там человек, красивый! Он как горностай, как
сокол под облаками! Он там с природой говорит как с ровней. И голос у
человека сильный! "Девицы поют на Дунае - вьются голоса через море до
Киева!" А христианству надо было этого человека в церковь загнать, в
теснину, на колени его перед Богом поставить, с червем земным сравнять, адом
напугать... Помните "Житие Александра Невского"? Это был русский человек, но
каким же его христианство показало?.. Каким ему нужно было, таким и
показало. А как бы воспел его Боян, соловей старого времени? "...скача по
мысленному древу, летая умом под облаками, свивая славу обоих половин этого
времени, рыща по тропе Трояна через поля на горы..." - Он помолчал, одним
глотком допил чай и со стуком поставил стакан. Таня вздрогнула. - Но - увы!
- "Слово" одиноко! И о Невском уже некому было сказать старыми словесами...