Когда Эльдар Рязанов на церемонии вручения "Ники" передавал полномочия Алексею Баталову, меня поразил взгляд мэтра нашего кино... Я даже читала высказывания после премьеры его последнего фильма, что рязанов - непонятый Андерсен нашего времени.
В длинном послужном списке Эльдара Рязанова - каскад разножанровых картин. И - нравится нам это или нет, - настоящий художник время от времени дарит миру очередной свой творческий плод. Станет ли он шедевром - покажет время.
Замечу, последний полнометражный фильм Рязанова выдержан в традициях лучшей российской кинематографической школы. Когда сроки выхода фильма не довлеют над режиссером, и есть время остановится и продумать каждый шаг. Операторскую съемку, панорамные планы, костюмы в отображении соответствия эпохе и т.д.
Об актерах - отдельно, и чуть позже.
Сегодня оставляю лишь заметку на память: немногие картины последнего десятилетия способны вызвать у такой мадам как я, слезы - а во время просмотра "Андерсена" я плакала.
Непонятным осталось махонькое "кое-что еще" в дополнение к сказке о принцессе и свинопасе и слова бога, подразумевающие под собой смысл, что жизнь была разной, но осталась ненаполненной, как красивый, но пустой кувшин. И под этой пустотой, как вы понимаете, заложен миф о жизни девственника, как жизни напрасной. Позволю себе с этим не согласиться. Жизни без любви – как бы судьба-злодейка не корячилась, у Ханса Кристиана не получилось. Несмотря на диагноз одиночества, казалось бы, начертанный свыше, он получает пристанище у добрых людей и даже некоторую поддержку от самого короля! Так бывает в жизни, что когда мы хотим блистать, нас непременно кунают носом в дерьмо, выставляя не в лучшем свете на всеобщее посмешище. Одна из многих оказий случилась и с Андерсеном, причем, не начинающим писателем, жаждущим театральных постановок, а уже признанным зрелым автором сказок. Добавлю, - просто сказок, минуя критерий возрастной аудитории. Так вот, во время выступления у Андерсена рвется фрак, который он одолжил специально для выступления перед королем, рвется безжалостно к страдальцу, на который надет. И тогда под всеобщие насмешки и даже громкий смех, Андерсен с посыла своей спутницы-королевы получает фрак с королевского плеча… Публика замирает в реверансе уважения и подобострастия к своему королю и вынуждена умолкнуть.
Порадовало так же выполнение сценаристом и режиссером миссии - донести до зрителя по-настоящему трагически сотканую самим Создателем истории про тонко чувствующего сказочника, который так и прошел по жизни в нищете, терпя плевки и оскорбления. Порадовало и то, что несмотря на убогий быт русских крестьян, мы наконец-то удостоверились, что датские жили ничуть не лучше.
Осколки кривого зеркала разлетелись по миру, как сказки Андерсена. Но если осколки ранили в самое сердце и искажали человеку душу, то сказки, наоборот, врачевали, учили зорче видеть и острее чувствовать Добро и Зло. Заставляли людей прислушиваться к тому, чего они не слышали из-за человеческой черствости или душевной скупости. Почему люди забывают остановиться, чтобы поблагодарить солнце за тепло, а дождь за благодатную влагу в жаркий день, снег - за белизну, а подснежник за первозданную чистоту?
Образ "гадкого утенка" стал нарицательным в нашей жизни. А ведь замысел сказки родился у Андерсена в один из дней, когда ему приходилось в очередной раз прятаться от людской несправедливости. А именно - в птичьем домике. Обнимая двух лебедей, молодой писатель загадочно улыбается - есть такой кадр в "Андерсен. Жизнь без любви".... Будто заранее смакуя овации, которые соберет театральная постановка сиюминутно зарождающейся сказки. Вообще, серпантин многопрофильной жизни Андерсена не всегда блестит и переливается: бывают моменты, когда куски и кусочки жизненной материи беспощадно обрывают, и тогда обнаженной остается душа Андерсена...
«За свою долгую жизнь я входил в моду, выходил из моды. Но я знаю, что гоняться за ней не надо - и никогда не гонялся. Мода меняется, она капризна. И вот мы опять сделали картину, которая противоречит моде. Здесь нет никакого экшена. Здесь не откусывают кусачками фаланги пальцев - нет ни одного акта насилия, нет физической жестокости», - ГОВОРИТ КАК БЫ Эльдар рязанов всем тем, кто воспринимает его новую работу как бредни выжившего из ума в погоне за модным социумом и исписавшего автора некогда блистательных и радующий глаз шедевров.