Сравни:
Женщины и интеллектуальная жизнь
Юношей и мужчин аристократического происхождения учили, главным образом, обращаться с оружием и военному делу, женщин же, как правило, обучали чтению, письму, пению и рисованию. Обычно только женщины и составляли слой грамотных людей. И это были не только аристократки. В школах при монастырях можно найти записи о том, что здесь проходили курс обучения девочки, начиная с 6-7 лет, не только благородного происхождения, но и дочери прислуги или ремесленников.[126] Женщины умели не только читать, но и писать. Например, существует мнение, что самый первый официальный учебник во Франции написал Франсуа Рабле. Однако за пять веков до рождения Рабле, между 841 и 843 годами, женщина по имени Дуода написала "Manuel pour mon Fils".[127]
Процветает искусство: например, музыка впервые выходит за рамки религиозных и церковных обрядов, и сочиняются первые светские инструментальные произведения.
Ещё более примечательным и совершенно уникальным явлением стало быстрое развитие литературы, связанной с "Изысканной любовью", возникшее поначалу в Провансе и Аквитании на юге Франции. Ук де Сен-Сир, трубадур XIII века, тонко подметил её суть: "Изысканная любовь для мужчины — это достижение небесных высот через женщину".
Ценности, воплощённые в куртуазной литературе, дважды прерывали скучную жизнь Европы, в первый раз в XII-XIII веках, когда она возникла, и, что ещё более удивительно — в XVIII веке, когда она возродилась, породив целое направление — Романтизм.[128] Режин Перну даже утверждает: "Любовь была изобретена в XII веке".[129] Конечно, именно тогда возникло то, что отличает восприятие любви на Западе от её восприятия в остальном мире. То новое, что возникло в XII веке, рассматривалось "как важный этап в процессе эмансипации женщин".[130]
Согласно К.C. Льюису, трубадуры "способствовали переменам, которые вошли в нашу этику, в наше воображение и в повседневную частную жизнь, они же воздвигли непреодолимые барьеры между нами и классическим прошлым, с одной стороны, и Восточным настоящим, с другой. По сравнению с этой революцией Ренессанс был просто "мелкими брызгами" на поверхности литературы".[131]
Первоначальный импульс к появлению куртуазной литературы исходил от lenga d"oc. На юге Франции, где в то время на этом языке говорили все, т.е. половина всего населения страны, эта литература называлась "trobar fin"amor" по-провансальски. Она дала толчок развитию поэзии на всех других зарождающихся языках Европы от Каталонии и Галиции до langue d"oil на севере Франции (где они называются "Trouveres"), до Германии ("Minnesanger"), Англии ("Troubadour") и Италии ("Trovatore", позже источник вдохновения Данте — Беатриче).[132] Заметим, что до того времени имелась только одна литература, неизменно писавшаяся схоластическим латинским языком, доступная обычно только учёным, получившим церковное образование. Таким образом, впервые появилась литература, написанная на народном языке, и это было не только ново по сути, но имело и важное социальное значение, поскольку эта литература была понятна людям из самых разных социальных слоев. Впервые у простых людей появилась своя литература!
Один из самых известных литературных сборников того времени был посвящён истории Грааля, очаровавшей не одно поколение людей, в том числе и наших современников.[133] Существует много различных версий этой истории[134], но все они пронизаны одной общей особенностью. В версиях XII века Грааль — всегда священная чаша, достаточно очевидный символ женственности[135]. Главная идея истории Грааля состояла в том, что подлинное учение Христа проповедовали не Пётр и Павел, а "Хранитель Грааля", и что только женщины были "достаточно чисты, чтобы нести чашу Грааля"! Конечно, это прямо противоречило учению Церкви, и позже инквизиция жестоко расправлялась с подобными идеями и с людьми, которые их распространяли.[136]
Интересно, что не менее двадцати женщин-трубадуров было обнаружено среди первых трубадуров lenga d"oc XII века.[137] Эти troubairitz, как называли таких женщин-поэтов на их родном языке, были необычайно сведущи в вопросах куртуазной любви, с точки зрения средневековой женщины.
Женщины-трубадуры XII века
Мег Богин исследовал то общее, что объединяло двадцать женщин-трубадуров первой волны Куртуазной литературы.[138] Все они были дворянского происхождения, все происходили из Южной Франции и владели собственностью, что было обычным явлением по законам о наследовании того времени. Все они занимались поэтическим творчеством от имени женщин, и сохранились документы, подтверждающие, что, по крайней мере, половина из них при жизни пользовалась официальным статусом поэтов. Этим женщинам было бы трудно понять, для чего понадобился Жорж Санд мужской псевдоним, который она была вынуждена взять, добиваясь "серьезного признания".
Из двадцати женщин trobaritz, которые писали на оригинальном lenga d"oc, у нас сохранились тексты восемнадцати. Вот несколько коротких отрывков, написанных с откровенностью, какой не найдёшь в поэзии трубадуров-мужчин.
"Элиас Кайрел, я хочу знать
правду о той любви, которая когда-то была у нас;
Поэтому скажи мне, пожалуйста, зачем ты отдал её другой?".[139]
Изабелла (род. в 1180 г.).
"Он так обидел меня,
что теперь и не знает, куда спрятаться;
нет, я не ошиблась, когда лишила его своей любви,
и я не унижусь ради него".[140]
Неизвестный автор.
"И всё же, в конце концов, потеряешь ты,
если у тебя не хватит храбрости доказать свою правоту,
и ты принесёшь нам обоим несчастье, если откажешься сделать это.
Ибо дама не осмеливается открыть свои подлинные желания,
опасаясь, что все сочтут это вульгарным".[141]
Гарсенда (род. в 1170 г., замужем за Альфонсом II из Прованса, после его смерти в 1209 г. стала регентом Прованса и занимала это положение до 1217 или 1220 г.).
К смущению некоторых учёных, кажется, имеется даже уникальный случай лесбийской любви, в которой объясняется неизвестной женщине женщина-трубадур Биерис де Романс.
"Молю тебя тем, что делает тебе честь,
не дари свою любовь лживому поклоннику.
Прелестная женщина, достойная возвышенной радости и благородной речи,
К тебе обращены мои стансы.
Потому что в тебе есть веселье и счастье,
и всё то, чего можно желать в женщине".
Биерис де Романс (первая половина XIII века).[142]
Новый пример уникального поклонения женскому архетипу появился в Центральный период Средних веков, который нас интересует. Потом, после XIII века, нам уже долго не найти этого свободного самовыражения женщин, характерного для trobairitz.
Исторически очевидно, что Чёрные Мадонны существовали до появления Куртуазной поэзии, тем не менее, чрезвычайно быстрое распространение их изваяний по всей Европе совпадает с ростом популярности этой литературы. Есть даже прямая связь: на духовном уровне, как было показано, в этой литературе явно присутствует влияние Sufi.[143] Одна традиция Sufi, чей расцвет совпал с бумом Чёрной Мадонны в Европе, называла Марию "Laila", что значит Ночь, и прославляла Её как самую высокую цель мистических поисков.[144] Это нашло идентичное отражение в воспевании трубадурами "Nоtre Dame de la Nuit", в прославлении Её как Мадонны Преобразования, как Королевы их духовных поисков.[145]
Поэтому можно не удивляться тому, что женщины были, вероятно, самыми выдающимися харизматическими личностями среди самых знаменитых мистиков и мистических авторов своего времени, например, такие как Хильдегард фон Бинген, Хераде фон Ландсберг, Марджери Кемп, Джулиан из Норвича, Катарина из Сиены, Катарина из Генуи, и многие другие.
Один немецкий учёный всё связал воедино: "Куртуазная литература, мистическая любовь к Чёрной мадонне, алхимия и влияние Sufi в его средневековой форме — всё это имело одну общую цель: внутренний опыт Hieros Gamos (священный брак) с андрогенными чертами, интеграция мужского и женского начал, приводящие к слиянию человеческого с божественным".[146]
Женщины в политике
Некоторые очень независимые женщины играли выдающуюся роль в политической и интеллектуальной жизни в Центральный период Средних веков. Ярким примером тому является Элеонора Аквитанская, жившая в XII веке. Она дважды была королевой, матерью двух королей, она с успехом противостояла Императору и Папе и управляла своими двумя королевствами, проявляя удивительную ловкость и сильную волю.[147] Именно из-за последнего качества она позже заслужила дурную репутацию у историков (мужчин). В своё же время она отнюдь не была исключением. Режин Перну[148] анализирует жизнь Адель де Блуа, королевы Анны, графини Матильды, Агнес де Пуату и Элиеноры из Кастилии, показывая, что все они были совершенно независимы и оказывали серьёзное влияние на политическую жизнь своего времени. Все они жили в промежутке между X и XIII веками.
Наконец, даже женщины-монахини сказали свое слово в политике. "В течение XI века аббатиса из Мобеж, на севере Франции, управляла не только своим монастырём, но примыкавшими к нему городом и всей территорией. У аббатисы Регенсбургской были свои депутаты в национальных ассамблеях. Аббатисы из Херфорда и Кведлибурга снаряжали воинские контингенты для армии Императора и имели своих представителей на собраниях Империи".[149]
Многие первоначальные монастырские общины были "двойными", т.е. имели под своей юрисдикцией один монастырь для монахинь, а другой — для монахов. Согласно проведённому исследованию пятидесяти таких "двойных" монастырей, все они находились под управлением женщины. Все подчинялись аббатисе, а не аббату![150] Такие "двойные" монастыри будут ликвидированы к концу XIII века.
Приданое невесты против "выкупа" жениха
Во многих обществах мира по-прежнему сохраняется обычай, когда при заключении брака родственники невесты выплачивают деньги или отдают какое-то имущество в качестве приданого или когда жених должен заплатить выкуп. Тацит отмечает в 98 г. н.э., что среди германских племён жених платил невесте, а не наоборот, как это практиковалось в Риме. Таким образом, прослеживая колебания маятника времени между традициями Рима и германскими традициями, можно найти некоторые количественные показатели отношения к женщине в обществе. И что интересно — германская система не только сохранилась в неприкосновенности в Центральный период Средневековья, но и повсеместно вытеснила традиции Рима, даже из Средиземноморской Европы, где они господствовали в течение многих веков. Арабский летописец Ибрагим Ибн-Якуб описал в 965 г. н.э. одну из традиций, типичных для варварской Европы. "Стоимость супружества так высока, что если человек имеет две или три дочери, то они для него — целое богатство; если же у него рождаются мальчики, это становится причиной его бедности". Аналогичные жалобы можно будет услышать снова в Европе в конце Средних веков (1300-1500), только женский и мужской пол при этом поменяются местами". [151]
К удовлетворению экономистов, возможно, это самые точные из всех имеющихся количественных оценок важных перемен, в том числе и смены женского архетипа, потому что X-XIII века отличаются определённой количественной переоценкой в денежном выражении стоимости девушек и женщин, по сравнению с предшествующим или последующим периодами.
Некоторые историки пытались объяснить чрезвычайно активную роль женщин в Центральный период Средних веков простой "нехваткой трудовых ресурсов" в городах. Но если это так, то к чему "синие понедельники"? И зачем, в таком случае, тратить столько времени на ваяние витиеватых скульптур, которые стоят в самых дальних и незаметных уголках таких гигантских сооружений, как соборы? Что ещё более удивляет, зачем строить соборы, рассчитанные на такое количество людей, которое в три-четыре раза превышает численность всего городского населения, зная при этом, что люди, начавшие это строительство, не увидят его завершения при жизни? Я убеждён, что за всем этим стоит нечто более важное, и пример с соборами, который я предлагаю рассмотреть далее, доказывает это.
Время соборов
"Это был величайший период строительства, невиданного никогда прежде по своему размаху, и просто перечисление имён и мест не передаст представления о мощи и качестве конечного продукта этого строительства" — таково заключение одного хорошо известного историка.[152] Очевидец XII века Пьер Франкастель справедливо утверждал, что "никогда прежде не наблюдалось столько больших строительных площадок одновременно".[153]
На самом деле, я считаю неожиданный расцвет соборов в Центральный период Средних веков самым веским, осязаемым доказательством того, что в то время происходило нечто экстраординарное, с точки зрения архетипов. Этот беспрецедентный строительный бум прекратился после 1300 г. так же неожиданно, как и начался тремя веками раньше. Я также убеждён, что большое значение имеет тот факт, что чуть ли не все из ещё трёхсот соборов, построенных в Европе в тот период, были посвящены Марии, и ни один — Иисусу Христу, хотя предполагалось, что это была его религия. В одной только Франции было построено в Её честь в Центральный период Средних веков более восьмидесяти соборов и двести пятьдесят церквей. Важно отметить, что к этому строительству, так же, как и к наименованию соборов, централизованная власть (церковная или какая-либо другая) не имела никакого отношения, вопреки устоявшемуся мнению. К тому же, по оценкам, 1 108 монастырей были построены или перестроены между 950 и 1050 годами. Строительство ещё трёхсот двадцати шести аббатств было завершено в течение Xi века и ещё семисот двух — в течение XII века.[154] В эти два столетия, в частности, строились аббатства размером чуть ли не с город, и это подтверждается примерами Клуни, Шарите-сюр-Луар, Турнусом, Кайеном и многими другими. По оценкам Жана Жимпеля, в эти три столетия миллионы тонн камня были добыты в одной только Франции — больше чем в Египте за всю его трёхтысячелетнюю историю (при том, что строительство одной только Великой пирамиды в Гизе потребовало 2,5 кубометров камня). По оценкам медиевиста Робера Делора, к 1300 году в Западной Европе было 350000 церквей, в том числе около 1000 соборов и несколько тысяч крупных аббатств. Всё население в то время оценивалось в 70 миллионов человек. В среднем одна христианская церковь приходилась на 200 жителей! В некоторых районах Венгрии и Италии это соотношение было еще больше: одна церковь на каждые сто жителей.[155]
Вопреки общепринятому в наши дни мнению, подавляющее большинство средневековых соборов не принадлежало ни церкви, ни знати.[156] "Божий дом был и народным домом. Каждый мог придти туда, в первую очередь для того, чтобы помолиться, но и для того, чтобы просто "поболтаться", поесть и даже поспать. Люди приходили туда со своими собаками; там происходили шумные обсуждения разнообразных проблем".[157] Собор был местом, где, помимо религиозных обрядов, проводили собрания всего городского населения и другие общественные мероприятия, требовавшие крыши над головой. Прямо у входа в одну из часовен даже лечили больных. То есть это было место, где официально лечили врачи — не случайно поэтому, что до 1454 года медицинский факультет официально помещался в Нотр-Дам Парижа.[158] Соборы принадлежали всем гражданам города, они же их и содержали. Церковь, конечно, находилась в более "привилегированном" положении, поскольку больше времени отводилось отправлению религиозных культов (ежедневная утренняя месса и целый день во время частых религиозных праздников), у неё было и "привилегированное место" (место хора у алтаря). Но она была точно лишь одним из многих действующих лиц. Специальное учреждение, ведавшее финансами собора, представляло собой независимую организацию под вполне многозначительным названием "l"Ouvre de Notre Dame" ("Дело Нашей Госпожи")[159]. Это учреждение было ответственно и за сбор средств, и за оплату труда сменявших одна другую рабочих бригад, строивших собор, а затем поддерживающих его в порядке (см. вставку).
Каждая гильдия, которая оплачивала расходы, связанные с содержанием часовни, полностью распоряжалась ею. Местная знать и/или члены королевской семьи делали пожертвования в виде, например, эффектного окна-розетки или раки для мощей местного святого.[160] То есть они "украшали торт вишенкой". Но за сам "торт" платили простые граждане и торговцы, и собор принадлежал городу и его гражданам. Например, в Данциге гильдия носильщиков внесла свой вклад и в строительство известной церкви Марин, оплатив собственное окно — одно из красивейших. В Шартрезе можно увидеть окно из цветного стекла с изображением торговцев мануфактурой, занятых работой, скорняки же оплатили другое окно. В Амьене единственным крупнейшим донором был красильщик.
И:
Откат к патриархату начался примерно в конце XIII века и продолжался на протяжении почти шести веков, а со временем это движение назад стало даже более интенсивным, как видно из примера с урезанными правами женщин на труд и на свободу. До середины XX века большинство женщин на Западе не имели даже права открыть собственный банковский счёт "без согласия супруга", ситуация, которую Элеонора Аквитанская нашла бы смехотворной и немыслимой.
Ниже будут показаны коллективные эмоциональные последствия этого отката назад, к подавлению женщины, а пока обсудим материальные аспекты.
Воздействие на население
Одним из самых фундаментальных последствий массивного отката общества является изменение возможностей физически прокормить и содержать собственное население.
Мы не располагаем данными переписи средневекового населения по всей Европе, а те, которые имеются по отдельным странам, не всегда достоверны. Однако между 1 000 и 1 300 годами численность населения в целом, по оценкам, достигла беспрецедентного роста, увеличившись вдвое.[169] Явный рост численности населения, особенно в период между 1150 и 1300 годами, подтверждает калейдоскоп экономических данных, собранных ранее. Тем более явно сокращение населения в период между 1300 и 1350 годами. Фактически только к 1700 году население Англии восстановило свою численность и достигло уровня 1300 года!
Но главное, что первая эпидемия чумы в Англии случилась в 1347 году! Это была новая болезнь, опустошившая страну и периодически поражавшая население и позже. Но, однако, население начало сокращаться уже за два поколения до этой даты!
Специалист по Средневековью Фуркен отмечает: "К концу XIII и началу XIV веков периодически и повсеместно страну охватывает голод. Голод и эпидемии — причём первый часто приводит к последнему — случались редко и носили локализованный характер после 1000 года. Такое положение изменилось после 1300 года".[170] Историк Лука полагает, что голод охватил Европу впервые в 1315-1316 годах, и тогда, по его оценкам, вымерло 10 % всего населения. Повсюду наблюдались картины, когда люди ели кошек, крыс, рептилий, помёт животных, и был распространён даже каннибализм.[171]
В лондонском Сити цены на зерно резко подскочили в 1308-1309 годах. Лондонские хроники сообщают в 1316 году: "В этом году была большая нехватка зерна и другой провизии, потому что бушель пшеницы стоил пять шиллингов. Из-за голода люди ели кошек, лошадей и собак... Некоторые крали детей и ели их".[172]
Специалист по этому периоду Барбара Харви более подробно описывает последовательность событий: "Экономический упадок после 1300 г. измерялся падением доходов с недвижимости и ценностей, сокращением пахотных земель и численности городского населения, падением спроса на промышленные изделия. Поскольку сокращалась экономика, начала падать и общая численность населения. Но сокращение населения поначалу происходило медленнее, чем свёртывание экономики, вследствие чего понизился уровень жизни, уменьшился доход на душу населения".[173] Эта цитата первых страниц книги с многозначительным названием "Перед чёрной смертью" выводит исследования того периода на современный уровень и опровергает прежнюю идею, что Чёрная Смерть была причиной упадка. Наоборот, чума оказывается следствием экономического упадка, начавшегося за 50 лет до неё.
Эти открытия указывают на масштабное свёртывание экономики, начиная с 1300 года. Оно было настолько существенным, что снова распространился голод, особенно в 1320 и 1340 годах, сильно ослабив всё население. Спустя два поколения это подготовило почву для эпидемии смертельной болезни, которая вынесла окончательный смертельный приговор "хорошим векам".
Большинство историков просто отмечает "хороший период" как странное исключение: "Снизились ли продолжительность и качество жизни до того опасного уровня, какой наблюдался при Каролингах?.. В любом случае, два с половиной — три столетия (в зависимости от региона) оказались лишь передышкой между двумя периодами, в течение которых жизнь была непродолжительной, а питание скудным".[174]
Можно предвидеть, что между специалистами начнутся серьёзные дебаты на тему о причинах этого необычайного экономического упадка, предшествовавшего эпидемии чумы. В числе самых главных причин можно назвать изменения климата, истощение земли и перенаселение.
Но хотя эти факторы, возможно, на самом деле сыграли свою роль, мне бы хотелось добавить ещё один ключевой фактор, который, по-видимому, обычно упускают, — значительные изменения в монетарной системе, предшествовавшие экономическому упадку и сопровождавшие его. Беспрецедентные масштабы и широкое распространение процесса падения финансовых домов в начале XIV века — это действительно открытие. Источник наиболее точных данных — это итальянские финансовые дома (compagnias), которые также были тогда самыми современными и успешными банковскими системами, действовавшими во всей Европе. "В начале 1330-х годов compagnias во Флоренции рухнули как карточные домики — один за другим: Аччиаоли, Бонаккорси, Антелези, Корсини, да Удзано, Перендоли; короче говоря, вся Gotha флорентийского мира оказалась на скамье подсудимых по делу о банкротстве. После попытки восстановить не поддающееся восстановлению потерпели крах и два гиганта: Перуджи в 1343 г. и Барди в 1346... Всё это привело к существенному сокращению кредитов и таким образом затронуло все области экономики поочередно".[175] Заметим: этот финансовый крах также произошел до эпидемии чумы.
Итак, чем отличалась финансовая система наступившего с начала XIV века периода? Говоря коротко, произошёл отказ от двойной монетарной системы Центрального Средневековья. Одновременно с деньгами высокой коммерческой стоимости для зарубежной торговли, которые не облагались налогами, и которые можно было копить впрок, повсюду применялись местные деньги, подлежавшие взысканию демереджа, платы за простой. Вот вместо этой двойной системы начала утверждаться иная, единой централизованная монетарная система.
Старая денежная система демерреджа пала по трём причинам одного порядка:
1. Злоупотребление системой демереджа.
2. Усиление централизованного управления монетарной системой, имевшее два результата:
- становилось непрактичным получать доход от демерреджа путём перечеканки;
- всегда, когда происходила монетарная "ошибка", как, например, в случае с понижением стоимости денег (при Филиппе IV во Франции после 1298), это оказывало влияние и на другие области экономики.
3. Королевская власть над денежной системой была установлена силой и позже, после изобретения пороха, утвердилась окончательно.
В сочетании с другими факторами, упомянутыми выше, эта новая ситуация привела к экономическому упадку, вследствие которого эпидемия чумы приняла бедственные масштабы. Вымерло от трети до половины европейского населения. Каждое из этих положений будет рассмотрено ниже.
Злоупотребление системой демерреджа
Не удивительно, что некоторые из сеньоров с жадностью накинулись на деньги от дохода, извлекаемого от перечеканки. Один из первых примеров такой чрезмерной жадности имел место в Англии, когда Гарольд I заново перечеканил монеты в 1038 г, всего через три года после того, как это сделал Кнут, а Гартакнут повторил это в 1040 г, двумя годами позже.[176] И дворянство, и население в целом отреагировали на происходящее таким образом, что английские короли были вынуждены притормозить этот процесс и соблюдать отныне более разумные интервалы перечеканки.
Процедура перечеканки сохранялась дольше в Германии и Восточной Европе. Но даже там к XIV веку стали происходить злоупотребления системой брактеатов. Архиепископ Викманн из Магдебурга дважды в год отменял деньги в своем поместье. Были и ещё более крутые крайности. Например, герцог Саксонский Иоганн II перечеканивал деньги 86 раз за период своего восемнадцатилетнего правления с 1350 по 1368 годы. Один из правителей Польши менял монеты по четыре раза в год!
Централизованная власть
К концу XIII века Французское королевство так расширилось территориально, что стало непрактичным часто перечеканивать деньги. Отметим, что здесь обнаруживается механическая связь между укреплением централизованной власти Ян и исчезновением денежной системы Инь. Чем сильнее король, чем крупнее королевство, тем менее практичным становится сохранение системы демерреджа. Одновременно возрастает политическая необходимость в подавлении женщин. Чем сильнее патриархальный импульс, тем более необходимо дать почувствовать мужчине, что он " король в собственном доме".
Заметим также, что королевская чеканка вошла в обиход задолго до этого, но она не пользовалась монополией. В период Центрального Средневековья крестьяне редко видели "дальние деньги" или вообще никогда ими не пользовались — сарацинским или итальянским золотом или королевскими монетами, которые можно было обменивать на предметы роскоши на международных торговых ярмарках. Всегда, когда действовали деньги демерреджа, типа брактеатов, их использовали для местного обмена на какие-либо товары по выбору, в то время как золотые или серебряные монеты высокой стоимости обычно сохраняли в виде сбережений[177] или тратили на торговлю с дальними странами. Поэтому все средневековые клады сокровищ обычно содержали исключительно или преимущественно эти золотые и серебряные монеты высокой стоимости, которые не были связаны с демерреджем.[178]
Обесценение денег как антитеза демерреджу
Обесценение денег — это процесс, посредством которого содержание драгоценного металла в монете существенно уменьшается. Это позволяет тому, кто выпускает деньги в обращение, изготовить больше монет из каждой марки или фунта драгоценного металла. Следовательно, можно заплатить дороже — в расчете на одну марку или один фунт — за драгоценный металл, принесенный на монетный двор, включая старые монеты, которые уже находятся в обращении. Вот почему подданным, имевшим драгоценные металлы или старые деньги, могло показаться выгодным принести их на монетный двор для перечеканки. Конечно, эта иллюзия была непродолжительной, и вскоре наступила инфляция. Подобное обесценение денег — это катастрофа для тех, кто живет на фиксированный доход, например для землевладельцев с их долгосрочной рентой. Но преимущество понижения стоимости денег состоит в том, что поначалу оно не заметно. Инфляция, являющаяся его следствием, — это на самом деле налог, но "скрытый налог", который вовсе и не кажется налогом.
В отличие от обесценения денег, демерредж — при правильном применении его — не меняет стоимость денежной единицы. Однако серьёзный недостаток демерреджа состоит в том, что его легко спутать с налогом.
"Хороший" монетарный период завершился сначала во Франции, когда король Филип IV прибег к обесценению денег вместо демерреджа с целью безотлагательного удовлетворения своих потребностей.
В конкретном случае с Филиппом IV Французским можно реконструировать этот процесс с точностью. Годовой бюджет 1296 года, закончившийся в День всех Святых показал, что Филипп IV получил 101 000 парижских ливров от своего монетного двора, по сравнению с общим доходом в 550 974 ливров. В 1298-1299 годах монетные дворы принесли 1 200 000 ливров за минусом 800 000 ливров из всех остальных источников. Прибыль монетного двора, полученная в результате понижения стоимости денег, резко увеличилась, составив бoльшую часть доходов Филиппа.
Понижение стоимости — это отличный от демерреджа способ делать деньги из их выпуска в обращение. Это, безусловно, не новый способ; к нему уже прибегали шумеры, китайцы и римляне. Поскольку понижение стоимости денег происходит не так заметно, как взимание налогов, то ему труднее сопротивляться. Но понижение стоимости денег предполагает инфляцию, то есть падение стоимости самих денег, а валюты с демерреджем — нет.
Постепенное разрушение всех национальных валют из-за инфляции на протяжении ХХ века показывает, что по-прежнему существуют те же соблазны. Даже немецкая марка, "лучшая" национальная монетарная система в послевоенном мире, за последние 25 лет своего существования пережила уменьшение стоимости наполовину из-за инфляции.
Такова была монетарная часть в процессе "остановки музыки" в период первого Ренессанса в Европе.