После Кинотавра, где была впервые продемонстрирована картина Павла Лунгина «Остров», прошло не так много времени, а уже понятно, что арт-хаусное кино завоевывает свою нишу в современном киноискусстве, строгого по стилю и богатого по содержанию. Когда есть идеалы и ценности, которым всегда будет место на Земле. Арт-хаусное направление очень интересно в этом отношении, ибо именно сейчас народ задавлен грузом материальных вещей, доверху заполнивших его душу, а нынешние держатели синема-продукции в РФ продолжают вытравливать остатки духовности из измученных обывателей. Зрители все больше питаются мейнстримом, и все меньше думают. Бесконечная жвачка жизни по примеру Запада в том виде, в каком это преподносится, губит наше искусство, и это меня очень печалит.
"Остров" Павла Лунгина, в первую очередь, отождествляет собой кусок святой земли, который есть, пожалуй, в каждой душе: островок веры, тепла, избавления от грехов и полнейшее раскаяние в содеяном…
За время съемок фильма Лунгин открыл для себя талант актрисы Виктории Исаковой, которая сыграла в «Острове» роль бесноватой. Сыграла, замечу, правдоподобно, чисто, выпуская на свободу противоречивую, пугливую и чуть распутную женскую натуру. Виктории Исаковой повезло: в новой картине П. Лунгина «Ветка сирени» ей тоже нашлось место. Она играет цыганку Анну Лодыженскую, молодую подругу композитора Сергея Рахманинова. Забегая чуть-чуть вперед, поставлю под сомнение просочившуюся информацию об инкогнито, белой сирени и романтических пристрастиях композитора. Эта легенда станет главной интригой в картине и покорит не одно сердце. Виктория Толстоганова, которая играет жену композитора, Наталью Сатину, не скрывает, что в этой истории есть жена, а есть Муза… И когда семейные отношения Рахманиновых были уже на грани разрыва, эта тайна вскроется.
Весьма любопытна игра Виктора Сухорукова: в такой ипостаси я никогда прежде его не встречала. Несколько смешливый и странноватый настоятель храма играет с истопником - старцем (Петр Мамонов) в странные игры: кто кого жизни и уму-разуму учит, непонятно. Так или иначе, за простецким образом истопника зритель видит человека, обладающего уникальным даром исцелять. Раскаяние, которое к финалу картины должен получить зритель, у каждого выражено по-разному. Кто то находит параллели со своей жизнью, кто-то - отметает свою греховную сущность и ищет огрехи. Например, встречала в прессе негатив относительно изгнания беса, нападки на Лунгина, который пародирует российскую действительность и выдающихся деятелей в области искусства и вообще в нашей истории. И мало кто желает видеть, как мастерски выписан у Лунгина характер каждого героя.
Александр Рогожкин очень много внимания уделяет созданию образов и характеров. Получается точеный портрет, точнейшая характеристика человека, законченный образ каждого участника действа. Но как мне кажется, ему трудно уложится в рамки экранного времени, и даже в многожанровые рамки, как это случилось, например, в "Перегоне". Хотя, свои эмоции "Перегон" собран сполна. Отражение эпохи, и ее документально - историческая атрибутика отслеживается в жестах и фразах следователя, и в финальном аккорде призывает к бдительности забытым им бадиком у трапа. А вот Павел Лунгин сделал свой финал иным: логически очерченный круг жизни, магический в своей незавершенности, лишает покоя умы нашего времени. Когда-никогда каждому из нас откроется необъятная ширь, в которую надо бы отплывать.
Мне понравилось интервью с Дюжевым. Замечательное интервью, где Дмитрий рассуждает об острове как отправной точке зрения здравомыслящего человека, который привык думать и несет ответственность за содеянные поступки.
Задумаемся об этом и мы.
Отредактировано Киноведа (2007-04-07 19:53:59)