Новую картину Павла Лунгина ("Бедные родственники", "Такси-блюз", "Остров") «Ветка сирени» продюссирует фирма «Тема продакшн» совместно с телеканалом РТР и дистрибьюторской компанией «Гемини фильм». Как пояснил Михаил Дунаев, «Тема» на 75 процентов принадлежит компании «Система Массмедиа», дочерней фирме мощной корпорации АФК «Система» и что каждый год «Система» будет выделять порядка 30 млн долларов на собственное кинопроизводство и в очень сжатые сроки построит новейшую киностудию в Санкт-Петербурге. За три года существования «Тема» участвовала в продюсировании двенадцати игровых фильмов, включая «Матч-пойнт» Вуди Аллена и «По этапу» (In Transit) с Джоном Малковичем.

Этот фильм – давняя мечта режиссера. В нем правда и вымысел сосуществуют как единая история о судьбе композитора. Правда в том, что Рахманинов не смог жить в Советской России, что за первые десять лет эмиграции не написал ничего, потому что не получалось, правда и то, что тяжело переживал разлуку с Родиной, где его так хотели удержать. А вымысел, вероятно, - артистическая составляющая, которая обязана украшать кино, разбавляя миф о «добрейшей душе, нежнейшем семьянине, безупречном и истинном артисте» Сергее Рахманинове, отце двух очаровательных дочек – Ирины и Татьяны.
Павел Лунгин, режиссер: «Документально подтверждено, что Рахманинов получал всегда после своего концерта букет белой сирени. От некоторой неизвестной ему поклонницы. Внутри фильма есть история, где выясняется, кто ему посылал эти букеты». Еще совершенно точно, что ежегодные рахманиновские вечера в Тамбове открываются фестивалем любимого цветка Рахманинова – сирени, в имении Рахманиновых – в Ивановке. И что на могиле Рахманинова благоухает куст сирени, родом из Ивановки.

Родился Рахманинов в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии в имении Онег 20 марта 1873 г. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. С 4-5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 - в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция). В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому. В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс "В молчанье ночи тайной", 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера "Алеко" (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", пост. 1893, Большой театр, Москва). В 1912 г. Рахманинов вступил в должность дирижера симфонических концертов Московского филармонического общества и с невероятным успехом провел сезон, в одном из концертов которого была исполнена его симфоническая поэма 'Колокола' по произведению Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. В начале тридцатых годов в беседе со своим биографом О. Ризерманом, композитор признался: "Это произведение, над которым я работал со страстной увлеченностью, я люблю более всех прочих своих сочинений". Даже если вспомнить, что эти слова были сказаны до появления таких партитур, как "Рапсодия на тему Паганини", Третья симфония и "Симфонические танцы" (они были написаны в последнее десятилетие жизни композитора), всё же суть приведённого высказывания верна: Рахманинов всегда выделял, как-то по особенному любил "Колокола". Музыкальное произведение, написанное накануне I Мировой войны, отразило ощущение приближавшейся грозы, воссоздало мир национальной старины – «симфони» русских колокольных звонов. 1 ноября 1918 г. семья Рахманиновых отплыла из Норвегии в Нью-Йорк. Умер Рахманинов в Беверли-хилз (в штате Калифорния) 28 марта 1943 года. В селе Ивановка Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова (1982). Похоронен Рахманинов в Валхалле, близ Нью-Йорка
Сергей Рахманинов - один из самых популярных и в то же время самых "неустроенных" русских композиторов. У него нет собрания сочинений, нет музея-квартиры в Москве. Непонятно, какой стране он принадлежит. В России он не жил с 1917 года. Из потомков существуют два главных Рахманинова: "наш", московский, Юрий Павлович Рахманинов, Герой Соцтруда, горный инженер, строитель, много содействовавший укреплению памяти о знаменитом предке. И "их", Александр Борисович Конюс (с недавних пор поменявший фамилию на "Рахманинов"), прямой внук, живущий в построенном дедом доме СЕНАР (расшифровывается как "Сергей и Наталья Рахманиновы") на берегу Женевского озера и официальный наследник всех авторских прав. Дом Рахманинова в Беверли-Хиллз (США), в котором он умер, был снесен пару лет назад. Его усадьбу в Ивановке сожгли "антоновцы" еще в 1918 году (потом дом восстанавливали по эскизам и воспоминаниям).
К Рахманинову в советское время относились как к эмигранту. При этом мало кто знает, что Рахманинов очень многим помогал из-за рубежа.

Но вернемся к загадке «белой сирени».
Красивая легенда убедительно подводит нас к тому, что именно Лодыженская в «Яре», во время выступления цыган подарила молодому Рахманинову ветку белой сирени, и все последующие годы белая сирень сопровождала выступления Сергея Васильевича Рахманинова. Но тем, кто знаком с жизнью композитора, должно быть известно, что свою любовь к Сереже долгие годы хранила еще одна женщина - Вера Скалон, двоюродная сестра Наташи Сатиной, будущей жены композитора. В воспоминаниях сестры Натальи Сатиной, Софьи, собран уникальный материал о жизни этого семейства. Выдающейся внешностью Софья не обладала, и приписывать ей роман с Рахманиновым очень недальновидно. Это была обычная, несколько мужеподобная барышня, которая тщательно совершила обряд записи исторической достоверности судьбы семейства Рахманиновых, ею собраны поистине уникальные сведения о роде Рахманинова и его предках. Так же невозможным оказывается роман с Верочкой Скалон.
По словам Рахманинова, его жена Наталья являлась «добрым гением» всей его жизни. Только романсов он ей не посвящал, разве что только самый шуточный, понятный узкому кругу людей, которых Рахманинов впускал в свой внутренний мир и свое окружение. По воспоминаниям близких людей, описания характера и поведения С.В. «на людях» и в кругу семьи разнятся. Это не способствовало выведению по сохранившимся источникам ясного образа С.В. Рахманинова как личности со своей моделью поведения. Точно одно: мальчик, рано привыкший к самостоятельности и видевший нищету, не станет равнодушно внимать, если от него может изойти какая либо помощь. Известно, что семье Рахманинова оказывалась всяческая поддержка. Но когда он выехал с семьей за границу, он помогал знакомым уже оттуда, высылая посылки с провизией. То сложное время и перемены, будоражащие Россию, не смог принять своей душой этот высокоодаренный человек, но боль за судьбу покинутой Родины принимал всегда с открытым сердцем.
Юрием Нагибиным («Дерсу Узала», «Председатель», «Директор», «Гардемарины, вперед!» и др.) был написал киносценарий, который не получил воплощения на экране. Но если верить Лунгину, информацией о судьбе предыдущего сценария (а их было целых два!) он не располагает. Написанные Юрией Нагибиным в соавторстве с Андроном Кончаловским сценарии так не увидели свет, и гадать о причинах этого можно бесконечно. Замечу, что в своих записях «Как я работал над сценарием», Нагибин со свойственой ему тонкостью и грациозностью маэстро в литературных трудах того времени ответил на часть интересующих нас вопросов:

«Все, что ты нашел во время работы, открыл, понял, воплощено в твоем сценарии, обретшем киножизнь, зачем же размахивать кулаками после драки? Однако сценарис¬ты постоянно так делают, и никто не удивляется».

«О Рахманинове мною написаны два сценария. Первый был опубликован в «Октябре» (от¬рывки печатались в «Литературной газете» и «Огоньке») и моем сборнике «Река Гераклита» как повесть, хотя он не претендовал на столь высокий чин…»

Именно Верочке (если верить прозе Ю. Нагибина) была отведена роль музы пианиста, дирижера и композитора. Короткая обыденная жизнь в замужестве с другом детства Сережей Толбузиным не смогли заменить тонко чувствующей девушке сиреневое вино, которое ранило ее в самое сердце и поселилось в нем навсегда: Вера умерла в самом расцвете женской красоты, в возрасте 34 лет от роду. Смею предложить фрагмент, - один отрывок из произведения Нагибина «Сирень»! Чтобы оценить, как важен хороший и качественный литературный материал, положенный в основу сценария:
«Она думала, что сможет жить, как живут другие: давать счастье мужу, воспитывать детей, встречаться с интересными людьми, уделять внимание музыке, литературе, достойно и благообразно стареть. Ничего этого не могла и не умела Верочка. Она умела лишь одно – любить Рахманинова. И когда это оказалось невозможно, ей не для чего стало жить…
… В память Ивановки и того странного лета, когда запоздало и мощно забродило сиреневое вино, Рахманинов написал свой самый нежный и взволнованный романс «Сирень». Там есть удивительная, щемящая, как взрыд, нота. То промельк Верочкиной души, откупленный любовью у вечности».

Когда Юрий Нагибин писал свой сценарий, творческого архива Рахманинова в нашей стране не было, а вот за границей не в пример нам, оно представлено наиболее широко. И судя по описаниям, там открывается несметное количество подробностей из жизни семьи Рахманинова.

К новой сценарной версии будущей картины маститую руку приложил заслуженный деятель искусств РСФСР Павел Константинович Финн.

В основу сценария положен отличный литературный материал. А это немало: когда автор легко и доходчиво выкладывает в сценарии то, что с легкостью воплощает режиссер на экране, позволяет получить гибкий пластичный материал - литературную версию, киносценарий и т.д., ориентируясь в нужном пространстве и нужном направлении. В этом жанре мне весьма импонирует Юрий Коротков («9 рота», «Авария - дочь мента», «Американка» и др.) и Галина Николаева («Битва в пути». 1961г, «Возвращение Василия Бортникова», 1952г). Когда сценарий точен, прост и ясен, задача режиссера - правильно отследить нюансы.
Натурные эпизоды, связанные с детством композитора, проводились в музее Римского-Корсакова "Любенск-Вечаша" в Псковской области. Как известно, позднее будущий композитор уезжает в Петербург, а затем вынужденно переправлен тетушкой Анной в Москву, где и начинается его серьезное служение музыке. Дополнительные съемки картины проводились в Питере, США и Испании.
Усадьба Сенар, названная по первым буквам имен Сергей и Наталья Рахманиновы, в 1932 г выбрана на живописном мысе, далеко выдающемся в Фирвальдштетское озеро, где лежит деревня Хертенштайн (Hertenstein). Здесь Рахманиновы будут проводить каждое лето вплоть до 1939 года, когда с началом войны они навсегда уедут за океан. Собственно, основное действие фильма «Ветка сирени» происходит именно за границей. Сергея Рахманинова играет Евгений Цыганов. Актер утвержден на роль буквально перед началом съемок. Цыганову предстоит играть Рахманинова и в молодом, и в более зрелом возрасте. Судя по фотоснимкам, сходство актера и композитора бесспорно. Интересно, сможет ли Цыганов воплотиться в слегка сутулого стройного человека в элегантном фраке, у которого совершенно гениальные для музыканта пальцы: Рахманинов мог сразу охватить двенадцать белых клавиш! А левой рукой свободно брал аккорд: до ми-бемоль соль до соль! Руки его были действительно большими, но изумительно красивыми, цвета слоновой кости, без вздувшихся вен, как у многих концертирующих пианистов, и без узлов на пальцах. В трагическую минуту своей жизни, когда пианист был уже приговорен, он обронил фразу: «Руки, бедные мои руки, прощайте!» Он смутно догадывался о возможности смерти и волновался о своей дочери Татьяне, оставшейся во Франции и застигнутой там немецкой оккупацией. Сергей Васильевич крестил воздух в направлении Франции и говорил: «Может, никогда ее не увижу». Наталья Александровна, несмотря на свое глубокое горе, замечательно скрывала все и умело ободряла мужа. И вот наступили самые тяжелые дни, хотя Сергей Васильевич в момент пробуждения был еще в полном сознании. «Кто это все играет? — спрашивал он, очнувшись. — Что это они все играют? Наталья Александровна убеждала его, что никто не играет, и тогда, как бы поняв, он говорил: «А-а-а... Это, значит, у меня в голове играет...»
Из воспоминаний Ф.Ф. Шаляпина, 1945г. «Тут мне вспомнилось, что как-то раз я его спросил, как он пишет музыку, как происходит процесс сочинения и ясно ли он слышит ее перед тем, как занести на бумагу? Сергей Васильевич ответил, что слышит. «Ну, как же?» — допытывался я. « Ну, так, слышу». «Где?» Сергей Васильевич сделал паузу и ответил: «В голове». Так и теперь, в эти последние дни он слышал, быть может, свою музыку. «Только когда напишу на бумагу, перестанут играть,— добавил он тогда. Теперь в комнату больного входили только Наталья Александровна, дочь Ирина и сестра Натальи Александровны. А я, приходя, сидел с кем-нибудь в столовой. И вот пришел тот день, когда я увидел Сергея Васильевича в последний раз живым, но умирающим. Он лежал исхудавший, заложив левую руку за голову (такова была его привычка лежать в кровати), и тяжело, медленно и редко дышал. Глаза его были закрыты. Сознание его оставило навсегда. Я нагнулся и поцеловал его красивые пальцы. Рука была холодная. “Прощай, драгоценный человек”,— сказал я про себя. На следующее утро Софья Александровна мне позвонила и сообщила, что ночью Сергей Васильевич скончался, не приходя в сознание. Семья не пожелала снять маску с лица и рук Сергея Васильевича. Также отклонили снятие с него фотографии. При всем моем неумении, я ночью отправился в церковь и сделал рисунок для себя — его последнее изображение».
Романсы Рахманинова по своей популярности соперничают с его фортепианными произведениями. «Сирень» на слова Е.Бекетовой – одна из драгоценных жемчужин рахманиновской лирики. Музыка романса отмечена исключительной естественностью и простотой, гармоничным слиянием лирического чувства и образов природы посредством тонких музыкально - живописных элементов. Ткань романса певуча, мелодична, вокальные фразы непринужденно льются одна за другой. Можно только предполагать, какими инструментами будет воздействовать на зрителя новая работа Лунгина, но важнейшим из них, несомненно, остается сама музыка Сергея Рахманинова. Рахманиновым написано около 80 романсов на тексты русских поэтов - лириков второй половины ХIХ и рубежа ХХ веков и всего лишь немногим более десятка на слова поэтов первой половины ХIХ века (Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе). «В молчании ночи тайной» (слова А.А.Фета) - весьма характерный образ любовной лирики, который композитор посвятил Своей милой "Психопатушке", а именно Верочке Скалон в совершенно изумительное для них лето в Ивановке Ах, как поет этот романс наша знаменитая Елена Образцова! Верочке Скалон Сережа оставил, кроме романса "В молчанье ночи тайной", еще два бесценных подарка - он посвятил ей романс для виолончели и фортепьяно (где виолончель печально поет о неосуществимости желаний) и вторую часть его чудесного Первого фортепьянного концерта, в котором звучит тема очаровательного лета 1890 года в Ивановке и прелестной "Психопатушки" Верочки Скалон. Но это - лишь в фортепьянном концерте. А в жизни? Верочка так и не смогла разлюбить Сережу.
Особняком стоит один-единственный, самый загадочный романс Рахманинова "Здесь хорошо", посвященный таинственной и до сих пор не разгаданной "Н". Какие причины заставили Рахманинова намертво зашифровать адресата посвящения, достаточно хорошо прописаны у Тома Емельянова: написан этот романс на стихи поэта Галины Галиной (настоящее имя ее - Глафира Адольфовна Эйнерлинг, 1873-1942). Вот это стихотворение:

Здесь хорошо. Взгляни
Вдали огнем горит река,
Цветным ковром луга легли,
Белеют облака;

Здесь нет людей, здесь тишина,
Здесь только Бог, да я,
Цветы, да старая сосна,
Да ты, мечта моя…

В том же 1902 году композитором создан еще один романс "Пред иконой" и посвящен Марине Ивановой (Маше) - служанке в семье Рахманиновых. Она была дочерью кухарки, служившей в имении Сатиных.
И здесь вышло по афоризму самого Рахманинова: "Красивая женщина - источник вечного вдохновения". Девице, страдающей от неразделенной любви, никто не способен помочь. Невыразимая безысходность звучит в этих строках, завораживает мелодичностью и сочностью весенних настроений.

Она пред иконой стояла святою,
Скрестилися руки, уста шевелились…
Но все было тихо в молчании ночи,
Лампада мерцала во мраке тревожном,
И скорбно смотрели Спасителя очи
На очи, просящие… о невозможном…

Господственно – чувственный, страстный тон определяется и в инструментальном вступлении романса «Полюбила я на печаль свою» (стихи Т.Шевченко в переводе А.Н.Плещеева), в котором мелодия певучая и декламационно – выразительная. По содержанию это песня – романс, связанная с темой рекрутчины, а по стилю и жанру - с плачами. Характерны для мелодии скорбные обороты в окончаниях мелодических фраз, драматичные, несколько надрывные распевы в кульминациях. Это усиливает близость вокальной партии к причитанию - плачу. «Гусельные» арпеджированные аккорды в начале песни подчеркивают ее народный склад.
Еще немного истории. В апреле 1915 года Сергей Рахманинов написал "Вокализ" - чудеснейший романс без слов - и посвятил его несравненной Антонине Неждановой. И после этого у композитора наступила жесточайшая депрессия, которая еще более обострилась из-за кончины его дорогого старшего друга Сергея Ивановича Танеева. Почти полтора года Рахманинов не садился за рояль. Летом 1916 года он пишет Александру Гольденвейзеру: "У меня ужасное настроение. Тоска… Тоска! Дошел до той точки, когда ни с работой, ни с собой совладать уже не мог".

А уже 12 сентября 1916 года за две с половиной недели Сергей Васильевич создает целый цикл прелестнейших романсов с совершенно новым музыкальным содержанием! Теперь, в дождливые сентябрьские дни 1916 года в душе Рахманинова расцвел радостный май. И музыка, положенная Сергеем Васильевичем на стихи Валерия Брюсова звенит восторженным поклонением женщине:

Ты - Женщина. И этим ты права,
От века убрана короной звездною,
Ты в наших безднах - образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся от века - на тебя!

В октябре 1916 года Москву взбудоражили два первых блестящих, прошедших с ошеломляющим успехом сольных концерта Нины Кошиц с аккомпанировавшим ей Рахманиновым. А потом последовали искрящиеся радостью и вдохновением их концерты в Петербурге, Киеве, Харькове… Ей он посвятил шесть красивых и наполненных страстью романсов. Это создало почву для сплетен об их романе. Но подтверждений этому ни одна из сторон не оставила. Есть только догадки. Мне не совсем понятна ситуация, когда исторически сложившуюся личность наделяют вымышленными качествами и обвешивают историями любовных похождений, объясняя это тем, что ни один нормальный мужчина не может не позволить себе маленькие интрижки на стороне. Претенденткой на роль Музы частично могла стать Мария, служанка жены Рахманинова. Зрители! Пытайтесь найти объяснение чарующей музыке композитора, на создание которой нужно же было где-то черпать вдохновение!

Так или иначе, - легенда жива, и памятная сирень сопровождала пианиста и композитора с юности, когда впервые он был очарован ароматом ивановской сирени в имении Сатиных, так и впоследствии, в эмиграции. Даже в вагоне на столике он находил белую сирень, невольную и очаровательную спутницу своей жизни! Аббревиатура Белая Сирень сопровождала каждую записку или послание Рахманинову на его концертах. Известно даже, что кто-то из музыкантов, знавших лично «Бе¬лую сирень», открыл ее инкогнито. Сергей Васильевич по¬благодарил ее в письме, она ответила, и завязалась пере¬писка, продолжавшаяся несколько лет.

Можно долго гадать, кто же явит собой таинственную незнакомку Б.С. (Белая Сирень) в новой картине Павла Лунгина. Мне кажется, я разгадала замысел… А там – как карта ляжет.
Премьеру картины планируется приурочить ко дню рождения С.В. Рахманинова, так что теряться в догадках осталось совсем недолго. В весенние дни, когда зацветет в садах невыразимым буйством ароматов пьянящая сирень, позвольте вспомнить о нашем соотечественнике, пианисте, композиторе и дирижере словами его кузины, - Лили, - Л.Д. Ростовцевой, урожденной Скалон: «Серёжа безгранично любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. У него была большая русская душа, полная глубоких и благородных чувств».

Аристократ, пианист-виртуоз, дирижер и композитор с мировым именем, значительная часть творчества которого связана с православной культурой, Сергей Васильевич Рахманинов категорически не отвечал стандартам нового советского искусства. Но вынужденная эмиграция и длительная работа за рубежом только подчеркнули глубокую внутреннюю связь композитора с Россией. Рахманинов покинул Россию, когда ему было сорок семь лет, чуть менее половины своей творческой жизни он про¬вел за границей, преимущественно в США. Формально Рахманинов не эмигрировал, он уехал на гастроли, которые затянулись до самой его кончины в 1943 году.