24
авйактам вйактим апаннамманйанте мам абуддхайах
парам бхавам аджанантомамавйайам ануттамам

авйактам-непроялвленная; вйактим-личность; апаннам-достигли; манйанте-считают; мам-Меня; абуддхайах-не слишком разумные люди; парам-о высшем; бхавам-бытии; аджанантах-не ведая; мама-Моем; авйайамнетленном; ануттамам-непревзойденном.

Люди, лишенные разума, которые не знают Меня таким, как Я есть, считают, что Я, Верховная Личность Бога, Кришна некогда был безличным и только теперь стал личностью. Из за скудости своих знаний, они не ведают о том что Я обладаю высшей природой, нетленной и непревзойденной /трансцендентной/.

КОММЕНТАРИЙ: Как уже было сказано, те, кто поклоняются полубогам, относятся к категории менее разумных людей, и в этом стихе то же самое говорится об имперсоналистах /к ним причисляются также имперсоналисты/. Господь Кришна стоит перед Арджуной и разговаривает с ним в Своей личностной форме, тем не менее импервоналисты, находясь в невежестве, утверждают, что Верховный Господь в конечном счете является бесформенным. Ямуначарья, великий преданный Господа в цепи ученической преемственности Рамануджачарьи, написал в связи с этим один замечательный стих, где говорится:

твам шила-рупа-чаритаих парама-пракрштаих
саттвена саттвикатайа прабалаиш ча шастраих
пракхйата-даива-парамартха-видам
матаиш ча наивасура-пракртайах прабхаванти боддхум

"Мой дорогой Господь, такие преданные, как Вьясадева и Нарада знают, что Ты являешься Верховной Личностью Бога. Постигнув смысл ведических писаний, человек становится способным постичь Твои качества, Твою форму и Твои деяния и таким образом осознать Тебя как Верховную Личность Бога. Те же, кто находится в гунах страсти и невежества, демоны, непреданные, не знают и не могут постичь Тебя. Сколь бы искусны ни были они в обсуждении "Веданты", "Упанишад" и других ведических писаний, они не способны постичь Верховную Личность Бога" ("Стотра-ратна" 12).

В "Брахма-самхите" сказано, что Личность Бога нельзя постичь, просто изучая Веды. Осознать личностный аспект Всевышенго можно лишь по Его милости. Поэтому в данном стихе ясно сказано, что к числу неразумных людей относятся не только полубоги, но и непреданные, которые штудируют "Веданту" и обсуждают Веды, не обладая даже каплей истинного сознания Кришны; таким людям никогда не постичь личностный аспект Бога. Те, кто считают Абсолютную Истину безличной, названы здесь абуддхайах, людьми, которые ничего не знают о высшем аспекте Абсолютной Истины. В "Шримад-Бхагаватам" сказано, что, постигая Абсолютную Истину, человек сначала осознает безличный Брахман, а затем-локализованную Параматму, но высшим аспектом Абсолютной Истины является Личность Бога. Современные имперсоналисты так и не набрались разума, они игнорируют даже слова своего великого предшественника Шанкарачарьи, который особо подчеркивал /оговаривал/, что Кришна-это Верховная Личность Бога. Не имея верного представления о Высшей Истине, имперсоналисты считают, Кришну просто сыном Деваки и Васудевы, принцем, могущественным живым существом. "Бхагавад-гита" отвегает и подобную точку зрения (9.11). Аваджананти мам мудха манушим танум ашритам. "Только глупцы могут считать Меня обыкновенным человеком".

Суть в том, что никто не сможет постичь Кришну, не занимаясь преданным служением и не развив в себе сознания Кришны. "Бхагаватам" (1;.14.29) подтверждает это следующим образом:

атхапи те дева падамбуджа-двайапрасада-лешанугрхита эва хи
джанати таттвам бхагаван махимно
на чанйа эко 'пи чирам вичинван

"О Мой Господь, тот, на кого пролилась хотя бы капля милости с Твоих лотосных стоп, становится способным постичь Твое величие /величие Твоей личности/. Но тем, кто пытается постичь Верховную Личность Бога в процессе философских спекуляций, никогда не узнать Тебя, даже если годами они будут изучать Веды". Верховную Личность Бога, Кришну, Его форму, качества и имя нельзя постичь, проводя философские изыскания или обсуждая Веды. Для этого необходимо заниматься преданным служением Господу. Постичь Верховную Личность Бога может лишь тот, кто полностью поглощен дятельностью в сознании Кришны, которая начинается с повторения маха-мантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Непреданные-имперсоналисты считают, что тело Кришны состоит из материальных элементов, а все Его деяния, Его форма и все, что связано с Ним, являются порождением майи. Таких имперсоналистов называют майявади. Им неизвестна высшая истина.

В двадцатом стихе ясно сказано: камаис таис таир хрта-джнанах прападйанте 'нйа-деватах. "Люди, ослепленные вожделением, поклоняются /предаются/ различным полубогам". В писаниях говорится, что помимо Верховной Личности Бога существуют также многочисленные полубоги, обитающие на различных планетах, и у Господа тоже есть Своя планета. Как было сказано в двадцать третьем стихе: деван дева-йаджо йанти мад-бхакта йанти мам апи. Те, кто поклоняются полубогам, отправляются на планеты полубогов, а преданные Господа Кришны попадают на планету Кришналока. Однако несмотря на столь ясное указание, глупые имперсоналисты продолжают считать Господа бусформенным, а все эти /Его/ формы иллюзорными. Разве можно, изучая "Бхагавад-гиту", прийти к выводу о том, что полубоги и их обители являются безличными и бесформенными? Ясно, что ни полубоги, ни Кришна, Верховная Личность Бога, не являются безличными. Все они личности: Господь Кришна-это Верховная Личность Бога, и у Него есть Своя планета, также как у полубогов свои.

Таким образом, философия монизма, утверждающая, что высшая истина лишена формы и что форма является порождением иллюзии, весьма далека от истины. Здесь ясно сказано, что форма отнюдь не иллюзорна. Из "Бхагавад-гиты" мы узнаем, что формы полубогов и форма Верховного Господа существуют одновременно /параллельно друг другу/, и что форма Господа Кришны является сач-чид-ананда, вечной, исполненной знания и блаженства. Веды также подтверждают, что Верховная Абсолютная Истина- ананда-майо 'бхйасат-по природе Своей исполнена блаженства и /является источником/ бесконечного множества благоприятных качеств. А в "Гите" Господь говорит, что, будучи аджа (нерожденным), Он тем не менее появляется на свет. Это то, что мы должны осознать, изучая "Бхагавад-гиту". Изучая "Гиту", невозможно прийти к выводу о том, что Верховная Личность Бога является безличной; философия монизма, которую исповедуют имперсоналисты, с точки зрения "Бхагавад-гиты" является совершенно несостоятельной. Здесь ясно сказано, что Высшая Абсолютная Истина, Господь Кришна, обладает формой и является личностью.