Чем больше человек думает о сердце, тем больше он обнаруживает, что
если и существует нечто, что может сказать нам о нашей личности, то это
сердце; если есть что-то, с помощью чего мы чувствуем или узнаем себя и то,
чем мы являемся, то это сердце и то, что в нем содержится. И как только
человек понимает природу, характер и тайну сердца, он понимает, так сказать,
язык всей вселенной.
Следующий путь восприятия -- это чувство. Оно ощущается совершенно
другой частью сердца; оно чувствуется глубинами сердца, а не поверхностью. И
поэтому чем сильнее качество сердца пробуждено в человеке, тем истиннее,
лучше он воспринимает чувства других. Такой человек более чувствителен,
потому что для него мысли и чувства других ясны. Тот, кто живет на
поверхности, воспринимает чувства неясно. И существует разница между
эволюцией этих двух людей: того, кто живет на поверхности сердца, и другого,
живущего в глубинах; другими словами, одного, живущего в своем уме, и
другого, живущего в сердце.
В истории о Моисее сказано, что он искал огонь, чтобы поджарить хлеб,
когда случайно увидел свет на вершине горы. И для того, чтобы взять этот
огонь, он залез на вершину. Но этот огонь стал молнией. Моисей не мог больше
выносить сильные вспышки и упал на землю; а когда он проснулся, то начал
общаться с Богом.
Это аллегорично. Идея в том, что Моисей искал свет, чтобы сделать его
поддержкой в жизни; но он должен был взобраться за ним на высшие планы.
Невозможно было получить его на земле, где он стоял; необходимо было
взобраться на вершину. А потом там был не просто свет, а молния; это был
свет, выдержать который Моисей оказался не в силах, и он упал вниз. Что
такое это падение вниз? Стать ничем, стать пустым. И когда он достиг этого
состояния пустоты, тогда его сердце стало звучащим, и он обнаружил связь,
общение с Богом через все в мире. В скале, дереве или растении, в звезде,
солнце или луне, во всем, что бы он ни видел, он обнаруживал связь со своей
душой.
И так все открыло свою природу и свою тайну Моисею. Именно относительно
этого откровения говорит Саади, что "каждый лист дерева становится страницей
священного писания, если однажды душа научилась читать".